Развивая тему: Программа «Панорама.doc»

Представляем специальную программу документального кино «Panorama.doc». О принципах отбора рассказывает ее куратор Алексей Медведев, а Яна Телова подробно пишет о фильме «Я вижу красных» Божины Панайотовой.

Алексей Медведев:

Программа названа «Панорама.doc», поскольку она обозначает некую картину, которая складывается у любителя и ценителя документального кино, если он ездит на фестивали и следит за процессом, старается отслеживать важные хиты и подмечать новые тенденции. Так сложилось на «Послании к человеку», что в конкурс попадают сугубо авторские фильмы, где тема не имеет первостепенного значения, главное — это индивидуальная история героя. Для «Панорамы» же тематический аспект очень важен. Каждый фильм можно определить, как социальное событие — что не значит, конечно, будто мы не принимаем во внимание художественное качество фильма, от выбора темы в любом случае неотделимое. Но здесь тема и место действия являются главным ключом к происходящему.

Так в фильме «Меркель должна уйти», где режиссер Сабина Михель (которая уже бывала на «Послании к человеку» с фильмом «Девушки из ГДР») сталкивается с непонятным для себя феноменом — появлением крайне правого движения на ее родине в Дрездене. Там еженедельно собираются митинги организации «Пегида», и для Михель это становится шоком, с которым она пытается разобраться. Или в фильме «Я вижу красных» Божины Панайотовой, которая выясняет свои отношения с прошлым, с призраком коммунизма, который она почти не знала, но который отбрасывает зловещую тень на ее семью. Или в «Следующем хранителе» о бутанском подростке, которому необходимо стать духовным учителем в монастыре, но он к этой задаче не готов. Или во «Внутренней работе», где показан социальный терапевтический проект в американской тюрьме.

Развивая тему: Программа «Панорама.doc»
«Меркель должна уйти», реж. Сабина Михель

Когда я говорю, что ключом является тема, то не имею в виду, будто эта тема обязательно социальная. В большинстве случаев она экзистенциальная — так, например, и в «Я вижу красных», и так же у Марка Казинса, снявшего «Глаза Орсона Уэллса». Казинс был кинокритиком, но хотел чего-то другого, снял несколько успешных работ как документалист. Но призрак Уэллса стал его Вергилием, который помог Казинсу по-новому проявить себя в режиссуре. Даже в случае картин на острую актуальную тему, как сирийский документальный хит «Об отцах и сыновьях», баланс соблюден — это еще и личная история, к каким фестиваль «Послание к человеку» всегда питал особое пристрастие.

В фокусе: «Я вижу красных»

Яна Телова о фильме Божины Панайотовой

Человеческая память похожа на полотно, сплошь усеянное заплатами и дырами, а потому вменять ей такое свойство, как «достоверность», пожалуй, не стоит. Правда, если следовать логике Божины Панайотовой, то и на фиксирующие действительность документы не стоит слишком полагаться – бумаги поддаются корректировке, да и попросту имеют свойство пропадать без следа, особенно, если на их обнародование долгое время было наложено политическое табу.

Развивая тему: Программа «Панорама.doc»
«Я вижу красных», реж. Божина Панайотова

«Я вижу красных» — полнометражный фильм-дневник болгарки, в восьмилетнем возрасте эмигрировавшей с семьей во Францию после падения железного занавеса в 1989 году. Спустя двадцать лет она возвращается в родные места (аккурат во время массовых гражданских восстаний за смену правительства). В биографии ее родителей обнаруживаются некие слепые пятна, которые внушают ей тревогу: на фотографиях далекого коммунистического прошлого рядом с фигурами родных изображены подозрительные мужчины в деловых костюмах и дорогие автомобили, а пейзажи беспрестанно меняются – от пустынь с верблюдами до мегаполисов, что указывает на частые командировки.

Детективного настроения картине, безусловно, добавляет и звуковая составляющая: тревожные ноты не покидают зрителя вплоть до финальных титров, даже заставляя порой усомниться в документальности происходящего, несмотря на достоверно подвисающие вставки реальной видеосвязи по скайпу. «Почему ты не сочинишь вымышленный сюжет?» — спрашивает у Божины её мать. И правда: сомнительные связи с КГБ, секретные агенты, фальшивые имена, уклончивые ответы постепенно раздражающихся родственников – поначалу кажется, что перед нами попытка выдать желаемое за действительное, когда всякий случайно обнаруженный факт автоматически становится доказательством правдивости собственных суждений, хотя ему можно найти иное, не менее убедительное объяснение.

Фильм Божины Панайотовой напоминает о Бузлудже – ныне заброшенном и разграбленном историческом памятнике коммунистической партии Болгарии, на входе которого алеет граффити: «Never forget your past» («Не забывай о прошлом»). Еще пару лет назад надпись гласила «Forget your past» («Забудь прошлое»), потом к ней дописали слово. Здесь всё просит оставить за порогом памяти утаенные кусочки приватной жизни, не вытаскивать на поверхность неизвестное или забытое и жить настоящим. Однако порой именно для того, чтобы избавиться от двусмысленности и неопределённости, нужно отыскать сокрытое и примириться с той частью себя, что стремится быть отторгнутой.

Фильмы программы «Панорама.doc»

Даты и площадки показов можно узнать на  странице с расписанием фестиваля

  • «Об отцах и сыновьях», реж. Талал Дерки, документальный, Германия/Сирия/Ливан/Катар, 2017, 98 мин.
  • «Меркель должна уйти», реж. Сабина Михель, документальный, Германия, 2017, 83 мин.
  • «На её плечах», реж. Александрия Бомбэк, документальный, США, 2017, 94 мин.
  • «Я вижу красных», реж. Божина Панайотова, документальный, Болгария/Франция, 2018, 83 мин.
  • «Всему есть цена», реж. Натаниель Кан, документальный, США, 2017, 98  мин.
  • «Глаза Орсона Уэллса», реж. Марк Казинс, документальный, Великобритания, 2018, 115 мин.
  • «Следующий хранитель», реж. Арун Бхэттарай, Дороттья Зурбо, документальный, Венгрия / Нидерланды, 2017, 74 мин.
  • «Внутренняя работа», реж. Джайрус Маклири, документальный, США, 2017, 89 мин.