22 сентября в здании Факультета свободных искусств и наук СПбГУ (Галерная ул., 58-60) пройдет научная конференция в рамках специальной программы «Сопротивление. 1968 — 2018». В конференции примут участие историки, философы, теоретики и практики искусства и кино. Доклады участников будут посвящены разным аспектам политического, теоретического и культурного наследия 1968-го года, а также различным жизненным и художественным практикам сопротивления, актуальным как для прошлого, так и для сегодняшнего дня.
Кураторы и модераторы: Алексей Артамонов, Катерина Белоглазова.
Вход на конференцию свободный.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
ЧАСТЬ 1
Галерная ул., 58-60, ауд. 152
10:00
Степан Михайленко
Концепт «спектакля»: от леттристской эстетики Исидора Изу к социально-философской концепции Ги Дебора
Концепт «спектакля» всемирно известен благодаря книге «Общество спектакля» (1967) французского философа и кинорежиссёра, лидера Ситуационистского интернационала Ги Дебора. В своём выступление философ Степан Михайленко расскажет об истоках этого концепта, лежащих в области кинематографических практик французского леттризма, а также о процессах генезиса и трансформации значения «спектакля» в текстах Ги Дебора, которые привели к тому, что изначально сугубо эстетический концепт получил непосредственно политическое и социально-философское прочтение.
Степан Михайленко — кандидат философских наук, редактор издательства «Гилея».
10:30
Марина Симакова
Забытая теория 1968-го: Анри Лефевр, критика повседневности и революционный романтизм
«Красный май» 1968-го был богат не только событиями, но и своей интеллектуальной историей. Знаменитым лозунгам предшествовали бесчисленные дискуссии о политике, искусстве и философии, реконструкция которых сегодня позволяет не просто примерить на себя социокультурную ситуацию майских выступлений, но также прояснить их цели и средства. Анри Лефевр, чье имя чаще всего ассоциируется с организацией городского пространства, был активным участником этих споров и ближайшим соратником — и критиком — ситуационистского движения. Его социальная теория повседневности и переосмысление романтизма позволили сформулировать программу, ставшую одной из интерпретаций тех исторических обстоятельств, разрешением которых и была студенческая революция.
Марина Симакова — социальный исследователь и теоретик. Публиковалась в изданиях Транслит, Colta.ru, Социология власти, Stasis, E-flux и других.
11:00
Алла Митрофанова
На улицу выходят не структуры, а уязвимые тела
«1968 год» — это условное имя перехода от коллективов к сообществам, от моноструктур и идеологий к вариативным агентным ситуациям. В феминистской философии началась критика субъект-объектной бинарности, объективации тел, что стало одним из основных источников современных онтологий (без достаточных оснований) и нового материализма. Доклад философа Аллы Митрофановой будет посвящен трансформации протестного субъекта, рассмотренной с точки зрения феминистской теории.
Алла Митрофанова — независимая исследовательница в области философии и культуры, киберфеминистка, одна из модераторов Петербургского философского кафе.
11:30
Олег Журавлев
Революции подлинности: что май 1968-го говорит нам о сегодняшних восстаниях?
Такие разные революционные протесты 2011—2014 годов как Арабская весна, Occupy Wall Street, Евромайдан и даже российское Движение за честные выборы нередко называют событиями одной «волны». При всей поспешности подобных обобщений, эти движения действительно в чем-то похожи друг на друга. Отказ от политического представительства и социальных требований, prefigurative style (режим организации социального взаимодействия в группе, опирающийся на еще не достигнутые, но искомые формы отношений), обращение к фигуре «народа» и другие черты как будто делают эти протесты частью одной исторической тенденции. Опираясь на исследования недавних протестов, социолог Олег Журавлев попытается проследить, как наследие мая 1968-го позволяет нам понять суть этой тенденции.
Олег Журавлев — социолог, сотрудник Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета.
12:00
Кофе-брейк
13:00
Инна Кушнарева
Май 1968-го: «анализировать – сколько угодно, рассказывать – никак»
Доклад посвящен попытке осмысления того, почему события мая 1968 года во Франции не смогли найти отражения в игровом французском кинематографе, не породили большого мифологизирующего нарратива и углубили кризис традиционной кинематографической образности, дав дополнительный толчок развитию нонфикшн в кино.
Инна Кушнарева — кинокритик, культуролог, переводчик. Публиковалась в изданиях: «Искусство кино», «Сеанс», «Логос», Colta.ru. Среди переводов: книги Терри Иглтона, Алена Бадью, Франко Моретти, Пьера Бурдье. Член редколлегии философского журнала «Логос».
13:30
Наталья Смолянская
Преодоление искусства? Документальное кино и трансформации в современном искусстве в 1968 году
Объявленное Ги Дебором еще в 1963 году на выставке в Оденсе «преодоление искусства» отвечало принципам художественного авангарда XX века — авангард стремится выйти за пределы искусства, отказаться от него ради того, чтобы, пересмотрев существующие до этого возможности художественной репрезентации, предложить новые пути работы со зрителем. В этом контексте опыт Сinetracts [1968] представляет особый материал для рассмотрения. Опираясь на пример революционных кинолистовок, доклад будет посвящен тому, как желание изменить социальные рамки производства искусства революционизирует саму художественную форму.
Наталья Смолянская — философ, куратор и художник. Кандидат философских наук, степень PhD по философии (Университет Париж 8, Франция). Доцент кафедры кино и современного искусства ФИИ РГГУ. В 2007–2013 руководила исследовательской программой в Международном колледже философии, Париж.
14:00
Борис Клюшников
Синемао: существует ли маоизм в кинотеории?
В своих теориях и методах работы такие разные интеллектуалы, как: Луи Альтюссер, Жан-Поль Сартр, Мишель Фуко, Ален Бадью, авторы журнала Tel Quel, — учитывали и интерпретировали опыт Культурной революции в Китае. Образ Мао, чей огромный портрет был вывешен на фасаде Сорбонны, оказался проекцией надежд и ожиданий. Важной особенностью осмысления марксизма Мао во Франции было его слияние с неоавангардной эстетической повесткой, что было немыслимо в Китае.
В докладе Бориса Клюшникова будут рассмотрены три примера «маоистского» — в плане содержания и особого метода производства — кино: «Китаянка» Жан-Люка Годара, «Слова председателя» Харуна Фароки и «Воспоминания о недоразвитости» Томаса Гутьерреса Алеа. Их интерпретация поможет раскрыть, как версия диалектики Мао Цзэдуна повлияла на практику и теоретические тексты режиссеров, для которых было важно не просто делать «марксистские» фильмы или фильмы о марксизме, но создавать кино, которое само было бы активной практикой марксизма и исследовало бы его возможности. Выступление будет содержать краткое описание основных понятий маоизма, их влияния на теоретический контекст вне Китая и в области кино и искусства во Франции 1960-х.
Борис Клюшников — философ и историк искусства, специалист в области методологии искусствознания. Автор публикаций по проблемам онтологии искусства, преподаватель кафедры кино и современного искусства ФИИ РГГУ, Школы Родченко, института «База».
14:30
Йоэль Регев
Партия, поток, экономика: 1968-й и проблема «прерванной революции»
Выступление будет посвящено попыткам осмысления «прерванной революции» 1968 года через философскую конфронтацию Алена Бадью и Жиля Делёз. Партизаны, дезертиры и избыточные объекты, населяющие кинематограф последних десятилетий, будут рассмотрены как подразделения, принимающие участие в общем конфликте, контуры которого проясняются в этом теоретическом противостоянии.
Йоэль Регев — философ. Степень PhD по философии (Еврейский университет в Иерусалиме), доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге. Автор книг «Коинсидентология. Краткий трактат о методе» (2015, Транслит) и «Невозможное и совпадение. О революционной ситуации в философии» (2016, Гиле Пресс).
15:00
Кофе-брейк
16:00
Дмитрий Безуглов
Приостановленный протест
Основываясь на противопоставлении концептов «долгого двадцатого века» Геральда Раунига («Искусство и революция. Художественный активизм в долгом двадцатом веке», 2011) и «современности» Питера Осборна («Политика времени», 2011, «Где угодно или никак: философия современного искусства», 2013), в своем докладе Дмитрий Безуглов будет говорить о проблематике «провала» протеста на примере работ, отобранных кураторами основного выставочного проекта и выставок параллельной программы 4-й Уральской индустриальной биеннале. В поле анализа — работы, невозможные к прямому переносу в российское «современное» поле; работы, радикально меняющие свое значение и переживающие процесс деполитизации, а также произведения, которые не теряют свой «трансверсальный» статус в независимости от контекста экспонирования.
Дмитрий Безуглов — журналист, переводчик. Работник интеллектуальной платформы Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Со-организатор исследовательской школы ТюмГУ и Центра Новой Философии «Иллюминации».
16:30
Николай Татьяна Олейников
Практики сопротивления в проекте Free Home University: displacement, право на землю, гендер
Существующий уже более пяти лет на базе художественных объединений в Лечче (Италия), Free Home University развивается как автономный педагогический эксперимент, который ставит в центр процесса обучения художественное мышление. Вдохновленный традициями эмансипаторной и радикальной педагогики, Free Home University предлагает альтернативу институционализированному образованию. О связи проекта с идеями сопротивления сегодняшнего дня расскажет его сокуратор Николай Олейников.
Николай Татьяна Олейников — художник, активист, участник музыкальной группы «Аркадий Коц» и художественной группы «Что делать?».
17:00
Олег Горяинов
К реабилитации модернизма как метода в современном политическом кино (по работам Сильвана Жоржа и Трэвиса Уилкерсона)
«Террор формы», деструкция «языка кино», амбициозная требовательность к зрителю, тенденции, которые характеризуют значительную часть политического кинематографа рубежа 1960—70-х годов, в последующие десятилетия оказались во многом дискредитированы и маргинализированы. «Постмодернистский поворот» и «реакционный разворот», о которых среди прочего писали в середине 1980-х Серж Даней и Жиль Делёз, понизили ставки в деле работы политических активистов с кинематографическим медиумом, который словно обрел новую «прозрачность».
Тем не менее, немногочисленные представители современного милитантного кино, ориентированные на переосмысление (неудачного) опыта политической борьбы, стремятся подвергнуть документальную достоверность материала, с которым они работают, предельно высокому уровню аналитической проработки формы высказывания, возвращаясь к важнейшим интуициям киномодернизма. Об этой тенденции, на примере фильмов Сильвана Жоржа, Трэвиса Уилкерсона и других современных авторов политического кино, пойдет речь в данном сообщении.
Олег Горяинов — кандидат юридических наук, кинокритик. Член редколлегии интернет-журнала Сineticle, автор книги «Право имеющий. К критике политической теологии», заведующий кафедрой политико-правовых дисциплин юридического факультета Самарской государственной областной академии Наяновой.
17:30
Artist talk с режиссёром Сильваном Жоржем («Париж — это праздник. Фильм в 18 сериях», 2017)
Сильван Жорж родился в 1968 году в Лионе, Франция, учился в Высшей школе социальных наук и Сорбонне, изучал философию, право, политологию и киноведение. С 2006 г. Жорж снимает радикальные, поэтичные, политические и экспериментальные фильмы об иммиграции и общественных движениях. Работы Жоржа были отмечены Французской синематекой (2008 г.), кинофестивалем Subversive (2010 г.), Миланским кинофестивалем (2013 г.), фестивалем Forumdoc Belo Horizonte (2017 г.) и рядом других фестивалей. Он преподает в Институте политических исследований в Париже, а также дает мастер-классы и семинары по всему миру.
18:30
Перерыв
ЧАСТЬ 2
Галерная ул., 58-60, ауд. 223
19:30
Илья Будрайтскис и Николай Татьяна Олейников.
1968-й: разочарование в социализме и начало «правого поворота»
Если в Западной Европе события 1968 года стали началом масштабных политических и культурных изменений, то в СССР этим годом часто принято завершать историю «оттепели». Вторжение в Чехословакию вызвало у советской интеллигенции не только чувство моральной вины за действия своего правительства, но прежде всего окончательно обрушило надежды на возможность самореформы системы, ее бесповоротного разрыва со сталинским наследием и трансформации в духе «демократического социализма». Беседа историка Ильи Будрайтскис c художником Николаем Олейниковым будет посвящена моменту начала «правого поворота» в политическом мировоззрении советской интеллигенции и его последствиям.
Илья Будрайтскис — историк, политический теоретик, публицист. Преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка) и Института проблем современного искусства. Член редакционного совета «Художественного журнала».
Николай Татьяна Олейников — художник, активист, участник музыкальной группы «Аркадий Коц» и художественной группы «Что делать?».
20:00 Показ и обсуждение фильмов «Высочанский съезд» и «Гренельские соглашения» Авторы: Группа учебного фильма (Николай Олейников, Евгений Фикс, Илья Будрайтскис, Давид Рифф).
«Высочанский съезд»
Группа учебного фильма, 2008, 36 мин
Сюжет работы компонуется вокруг так называемого Секретного XXIV съезда Компартии ЧССР в августе 1968-го. В проекте приняли участие исторические фигуранты этого съезда Венек Шилхан, Мирослав Шабата, Честмир Цисарж, современные политические активисты, художники, критики и теоретики культуры. В своей работе авторы ставят пять ключевых вопросов, связывающих историю сопротивления 1968 года с современностью: «Историческая память», «Сопротивление», «Национальное, интернациональное», «Труд и его судьба», «Социализм и возможность альтернативы».
«Гренельские соглашения»
Группа учебного фильма, 2009, 23 мин
Художники обращаются к истории Парижа 1968 года, к решающему драматическому эпизоду, после которого «Красный май» фактически был свернут подписанными соглашениями между компартией и голлистским правительством. Несмотря на свое принципиальное значение этот эпизод остается неизвестным широкой аудитории. Художники исследуют это событие и переосмысляют его последствия в Москве 2009 года вместе с работниками ресторана в гигантском торговом центре.
Группа учебного фильма — режиссерско-сценарная группа, объединявшая в разное время художников, активистов и исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга и Нью-Йорка.
«Наш художественный метод неразрывно связан с историей, с этим неудобным и старомодным материалом. История представляет для нас интерес не как занятный увлекательный нарратив или ресурс для извлечения «уроков», но прежде всего – как незавершенный и продолжающийся процесс, полный побед и поражений», — Группа учебного фильма.