КОНКУРС IN SILICO: ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Куратор конкурса экспериментального кино Михаил Железников рассказывает о программе этого года.

Михаил Железников:

Я никогда не знаю заранее, что в данный момент можно считать актуальным экспериментальным фильмом, поэтому каждый год пытаюсь заново это для себя выяснить и предлагаю зрителям принять участие в этом ежегодном исследовании. К экспериментальному конкурсу я подхожу как к конкурсу идей, а красота реализации этой идеи находится не на первом месте. Время шедевров прошло: сейчас время новой простоты, малых форм и наскальных рисунков.

Поэтому экспериментальный конкурс — это островок поисков. Но зрители ценят наши усилия: In Silico уже несколько лет остается одной из самых популярных программ на фестивале и в этом году будет показана в большом зале «Великана». Пока что мы как маргинальный конкурс сидели в зале на 150 мест, куда помещалась примерно половина желающих.

Вопрос новизны — довольно сложный. Почти все новое — это забытое старое, и многое из того, что мы сейчас смотрим, было придумано еще в двадцатых годах прошлого века. Можно ли считать экспериментальным восьмой по счету фильм одного и того же режиссера, использующий один и тот же прием? Я считаю, что можно, потому что очень интересно следить за автором, который на протяжении долгого времени исследует одну и ту же тему. Например, «Поток VIII» известного японского автора Хирои Сакурая: это уже восьмой фильм про ручей, который он снял за восемь лет. Мы оказываемся внутри какого-то с виду неприметного арыка, а там открывается целый волшебный мир.

КОНКУРС IN SILICO: ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Кадр из фильма «Поток VIII», режиссер Хироя Сакурай

В конкурс попадают работы, которые пытаются порвать с традиционными жанрами, традиционным нарративом, традиционными формами. Они это делают разными способами. Какие-то фильмы могли бы участвовать в более традиционном международном конкурсе — как фильм «Сентябрь», например. Но он совершенно уникален и по задумке, и по реализации, и сделан без оглядки на традиционное документальное кино. Для документального конкурса он слишком нежный и особенный. В этом и есть личный эксперимент режиссера Нари Шин. Для меня эксперимент — этот фильм показать зрителям и посмотреть, как они в результате изменятся. Или «Поезд, лес»: для анимационного конкурса фестиваля он слишком минималистичный. Конкурс анимации — все-таки про то, как можно рисовать, а эта анимация про то, как можно НЕ рисовать.

КОНКУРС IN SILICO: ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Кадр из фильма «Поезд, лес», режиссер Патрик Бур

В этот раз между фильмами есть интересный диалог. Обычно бывает сложно из двадцати фильмов выделить основные темы, они оказываются очень разными. Но в этом году программа сложилась так, что в ней преобладают фильмы, размышляющие о прошлом (и, соответственно, о будущем). Это, например, работа Чао Шу «Улисс», в которой он при помощи компьютерной графики экранизирует свои детские воспоминания. Это «Визит» – документальный трехминутный фильм про девушку, которая получила в наследство квартиру, где ее семья жила несколько десятков лет, — и при помощи камеры она пытается стать частью истории этой семьи.

КОНКУРС IN SILICO: ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Кадр из фильма «Улисс», режиссер Чао Шу
КОНКУРС IN SILICO: ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Кадр из фильма «Визит», режиссер Беранжер Креспи

Другая тема — рефлексия о медиа. «Три несчастных случая» немецкого режиссера Йенса Печо — исследование смерти на съемочной площадке: нам показывают три эпизода из фильмов, во время которых погибли каскадеры. И в том же самом году мне попадается еще один фильм на ту же тему, который называется Beyond Action, снятый Анной Родригес Леон: в нем рассказывается вымышленная история о смерти каскадера во время съемок фильма «Лучший стрелок». Или «Эпизод»: раз есть фильм про смерть каскадера и фильм про реквизит («Лестничный танец пластиковой бутылки» — банальный предмет почти оживает в умелых руках таганрогского художника Михаила Басова), то почему бы не показать фильм о шумовом озвучании эпизода из фильма Хичкока, где мы видим не эпизод, а собственно шумовиков за работой.

В некоторых случаях эти две темы объединяются. Это относится к «Улиссу», а также к «Памятнику расстояния». Он сделан из ролика на YouTube, переписанного с VHS: известная иранская певица Гугуш поет песню азербайджанского композитора, который был вынужден из СССР эмигрировать в Иран. Фильм — о встрече режиссера с этой песней о потерянной родине. А в фильме Деймантаса Наркявичуса «Царапины и пятна» дается новое прочтение документации старого спектакля советских времен, заснятого на 8мм. Этот found footage — единственный трехмерный фильм в программе.

КОНКУРС IN SILICO: ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Кадр из фильма «Царапины и пятна», режиссер Деймантас Наркявичюс

Музыкальная часть программы представлена двумя фильмами: «Песня Европы», где бегущая строка в тоннеле под Ла-Маншем с легкой руки Джона Смита превращена в мюзикл в его собственном исполнении, и «Гимны Московии» — московский художник Дмитрий Венков отправляет нас в путешествие по трем архитектурным стилям Москвы под вариации Маноцкова на тему советско-российского гимна, слова которого тоже переписывались трижды (этакая тревожная прелюдия витающего в воздухе ренессанса сталинизма).

КОНКУРС IN SILICO: ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Кадр из фильма «Гимны Московии», режиссер Дмитрий Венков

Фильм «Спячка» (дебют в кино фотографа «Магнума» Бьекке Депуртер) рисует гротескную картину тотального одиночества жителей норвежского городка во время полярной зимы. Эти страдания граждан страны с самым высоким уровнем жизни на планете как-бы уравновешивает антиутопия «Армагеддон-2» американца Кори Хьюза, наполовину шуточная, хоть и тоже почти документальная зарисовка о нелегкой жизни на нищей Кубе, снятая во время семинара Вернера Херцога на острове.

КОНКУРС IN SILICO: ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Кадр из фильма «Спячка», режиссеры Бьеке Депуртер и Маттиас Де Краен

Фильмы конкурса In Silico:

Лестничный танец пластиковой бутылки (A Plastic Bottle’s Stair Dance), режиссер Михаил Басов, 5 мин., Россия, 2018

Армагеддон 2 (Armageddon 2), режиссер Кори Хьюз, 6 мин., США, Куба, 2017

Эпизод (Arr. for a Scene), режиссер Йонна Кина, 5 мин., Финляндия, 2017

Beyond Action, режиссер Ана Родригес Леон, 5 мин., Испания, 2018 – Российская премьера

Черная нить (Black Line), режиссеры Марк Олекса и Франческа Скализи, 10 мин., Швейцария, 2018 – Российская премьера

Гимны Московии (The Hymns of Muscovy), режиссер Дмитрий Венков, 14 мин., Россия, 2018

Спячка (Hibernation), режиссеры Бьеке Депуртер и Маттиас Де Краен, 9 мин., Бельгия, Германия, 2017 – Российская премьера

Hiwa, режиссер Жаклин Ленцоу, 11 мин., Греция, 2016 – Российская премьера

Микрокосм (Microcosmo), режиссер Томмазо Фагиоли, 15 мин., Италия, 2018 – Мировая премьера

Памятник расстояния (Monument of Distance), режиссер Азар Сайяр, 7 мин., Финляндия, 2018 – Международная премьера

Сентябрь (September), режиссер Нари Шин, 13 мин., Южная Корея, 2017 – Российская премьера

Песня Европы (Song For Europe), режиссер Джон Смит, 4 мин., Великобритания, 2017

Царапины и пятна (Stains and Scratches), режиссер Деймантас Наркявичюс, 8 мин., Литва, 2017

Поток VIII (The Stream VIII), режиссер Хироя Сакурай, 7 мин., Япония, 2017 – Российская премьера

Поезд, лес (The Train, The Forest), режиссер Патрик Бур, 3 мин., Германия, 2017 – Российская премьера

Три несчастных случая (Three Casualties), режиссер Йенс Печо, 7 мин., Германия, 2017 – Российская премьера

Улисс (Ulysses), режиссер Чао Шу, 10 мин., Китай, 2017 – Российская премьера

Визит (Visit), режиссер Беранжер Креспи, 3 мин., Франция, 2017 – Российская премьера

Колодец желаний (Wishing Well), режиссер Сильвия Шеделбауэр, 13 мин., Германия, 2018 – Российская премьера