Собираем в одном месте, как и на какие фильмы нашего кинофестиваля реагируют российские медиа и блогеры. Порядок – не главное: это попытка собрать спектр мнений о разных фильмах из обширной программы «Послания к человеку».
«Остров», реж. Дамьен Манивель. Франция, 2023, 73 мин.
После «Острова» внутри остаётся тёплое чувство будто тебе посчастливилось семьдесят пять минут гладить большую собаку на пляже или сидеть на слегка влажной траве в парке. Фильм хоть говорит об окончании юности и пытается поставить точку, делает это вдумчиво и полушёпотом, мягко погружая и оттягивая момент отъезда. Вдруг это всё же запятая? «к! Самиздат о кино»
«Природа любви», реж. Монья Шокри. Франция, 2023, 110 мин.
«Природа любви» вроде бы обращается к знакомому сюжету о романе людей из разных миров, но Шокри снимает историю с юмором, не забывая и об очевидных противоречиях между героями. Отдельное удовольствие — замечательная игра Блондо и Кардинала, прежде известных в основном по фильмам Ксавье Долана. «Кино ТВ»
«Книга решений», реж. Мишель Гондри. Франция, 2023, 102 мин.
Первое правило свободного художника — не обслуживать чужой интерес. В этом смысле француз Мишель Гондри — редкая птица, не сбившаяся с курса чередой больших побед и горьких поражений. Последние семь лет режиссёр «Вечного сияния чистого разума» увлекался короткометражками и анимацией, казалось, его интерес к большой форме безвозвратно утрачен. Тем эффектнее камбэк: в автобиографичной комедийной исповеди под названием «Книга решений» автор знакомит зрителя со своим творческим методом и размышляет о границе между гениальностью и безумием. «Cinemagraphie»
Новый фильм Мишеля Гондри – вполне яркая метафора преодоления творческого кризиса. Порой нужна какая-то символическая мелочь вроде ничего не значащего блокнота с бессмысленными советами самому себе, чтобы обрести душевный покой и понять простую истину: если намерения автора честны, и его окружают искренние люди, то такие творцы всегда найдут свою аудиторию. Intermedia
Это настоящий шиз-арт, несмотря на то что герои фильма шутят буквально каждую минуту. Афиша Daily
Все это, как часто у Гондри, местами напоминает передачу «Очумелые ручки», местами смешит, местами раздражает. В финале фильм Марка каким-то чудом оказывается закончен, но уверенности, что его прототип вышел из затяжного кризиса, все-таки нет. «КоммерсантЪ»
«Каникулы», реж. Анна Кузнецова. Россия, Финляндия, 2022, 119 мин.
«Каникулы» — фильм не о школьниках и не об учителях, хотя не вспомнить «Сто дней после детства» при его просмотре невозможно. Кузнецова сняла фильм об оттепели, которая с самого начала обречена, и его роль в современном российском кино отчасти похожа на ту, которую сыграл «Июльский дождь» Марлена Хуциева для шестидесятых. «КоммерсантЪ»
Кино, в котором подростки вместе с педагогами отправляются из Калуги на фестиваль школьных театров в Сочи, в первую очередь, говорит о любви и дружбе, но за вечными темами скрывается ностальгическое высказывание о прощании с целой эпохой. «Эгоист»
«Кошки-мышки», реж. Сюзанна Фогель. США, Франция, 2023, 118 мин.
Вполне вероятно, что «Кошки-мышки» для многих станут лакмусовой бумажкой, индивидуальным индикатором мизантропии, мизогинии и мизандрии. Некоторые выйдут из зала и скажут, что посмотрели жуткое, страшное кино, а другие зрители с того же сеанса выйдут с улыбкой на лице, потому что просмеялись весь фильм. И кто, спрашивается, из них не прав? Intermedia
Общая затея режиссерки Сюзанны Фогель понятна: снять постмитушную романтическую комедию, в которой все было бы не так однозначно. Афиша Daily
«Куда уходят дети из города Гаммельна?», реж. Даниэлла Рыбакьян. Россия, 2023, 64 мин.
Фильм – история о том, как ребята из приютов и детских домов становятся актерами театра, который называется “Театральный дом”. Благодаря режиссеру и актерам, которые с ними занимаются, дети проходят социализацию, учатся заново доверять людям и миру, а также правильно взаимодействовать друг с другом. Metro
«Планета Д», реж. Олеся Рудыка. Россия, 2023, 14 мин.
Идея циклична – десятки космонавтов летают по орбите беззакония, потому что никак не могут с нее сойти. Фильм построен по тому же принципу: в нем переплетаются документальные съемки из колонии и архивные семейные материалы из детства постановщицы, когда ее отец вышел из тюрьмы, и казалось, что вся жизнь впереди. «Эгоист»
«Смерть кино», реж. Тихон Пендюрин. Россия, Италия, 2023, 48 мин.
А кино умерло? Его хоронят каждый день и каждый день откапывают, мумифицируют, бальзамируют, выставляют на обозрение, как музейный экспонат. Хорошо, что у кино нет могилы, к которой можно прийти с гвоздиками — каждые поминки грозят новой волнующей встречей и несовершенным воскресением. «СЕАНС»
Фильм, снятый как будто через пыльное стеклышко, запомнившийся мне невесомой иронией, женщиной-нимфой, шершавыми камнями и пустыми стульями, которые как будто так и предлагают сесть и созерцать, но одновременно напоминают об опустевших режиссерских креслах. «к! Самиздат о кино»
«Колбаса Митрофана Аксёнова», реж. Алексей Федорченко. Россия, 2023, 61 мин.
Федорченко не впервые экспериментирует с историей и географией, взбалтывая реальные факты, разбавляя их кинопризраками и показывая пляшущие на стенах нашей пещеры отсветы какого-то другого мира. «КоммерсантЪ»
Хоть Федорченко и специализируется на псевдодокументалистике, этот «кино-библио-детектив» — не фантазия автора и не мистификация. Митрофан Аксенов — реально существовавший человек, создавший «трансцендентально-кинетическую теорию времени». «Што это было»
В новой картине есть и созданная нейросетью фигура философа, и забавные спиритические сеансы в попытках поговорить с Аксёновым, и объяснение природы четвёртого измерения на примере колбасы. Зрелище искромётное. «Кино ТВ»
«Фрау», реж. Любовь Мульменко. Россия, 2023, 108 мин.
«Фрау» — фильм о том, как важно, чтобы люди перестали мучить себя и окружающих и оставили наконец друг друга в покое. Мульменко очень любит своих героев, и потому позволяет им вернуться в свое уютное одиночество. «КоммерсантЪ»
Грустное кино, в героях которого можно увидеть себя. «Эгоист»
«Рюити Сакамото. Опус», реж. Нео Сора. Япония, 2023, 103 мин.
В кадре только отдающийся любимому делу человек, которого покидают силы, и его инструмент. Фильм не только позволяет попрощаться с большим композитором, но и вспомнить его лучшие произведения. «Кино ТВ»
В фильме нет ответов на вопросы или закадрового текста. Поэтому несколько брошенных Сакамото во время записи фраз: «давайте начнем сначала» и «я устал, мне нужен перерыв» приобретают экзистенциальный смысл. «ОКОЛО»
«О сухой траве», реж. Нури Бильге Джейлан. Турция, 2023, 197 мин.
За конкретным сюжетом в провинциальной деревушке проглядывается портрет современной Турции со множеством социальных проблем. «Кино ТВ»
Глубокий, многогранный кинороман с блистательной режиссурой, подталкивающим к многочисленным дискуссиям сценарием, завораживающей операторской работой и убедительной актёрской игрой, неспроста отмеченной призом Каннского кинофестиваля. «Дневник Патерсона»
«Артем и Ева», реж. Евгений Милых. Франция, Грузия, Эстония, 2023, 96 мин.
Режиссер, он же — оператор, в течение двух лет периодами жил со своими героями, что позволило заснять не только рабочие моменты, как они есть, но и взгляды, полные то грусти, то надежд, и последствия для пары в виде мировой известности. БЛИ(К)
По теме неигровой фильм напоминает сериал «Happy End». kino(re)view | киноревью
Дети, случайно отрывшие клад, вдруг понимают, что они теперь богаче родителей и чешского купца, готового приехать за Евой в Москву. Но сокровище не делает их свободнее. И совсем скоро становится ясно, что это совсем не сокровище. «Озарения А. Елизарова»
«Безопасное место», реж. Юрай Леротич. Хорватия, 2022, 103 мин.
Страшный травматичный фильм, основанный на реальных событиях, произошедших с режиссером (он и играет себя). В один суперчеткий момент что-то обрывается внутри — не знаю, насколько обязательно испытывать это в кино, но опыт интересный. «он бежал всю дорогу»
Частично автобиографический дебют Юрая Леротича стилистически близок к «Смерти господина Лазареску» с его емким жизнеподобием, а по сути напоминает «Изгоняющего дьявола» где домочадцы сталкиваются не с потусторонней силой, но ментальными сложностями близкого человека, меняющегося до неузнаваемости. «КоммерсантЪ»
«Майкл Дуглас, вундеркинд», реж. Амин Местари. Франция, 2023, 52 мин.
По сути, это часовое интервью Майкла Дугласа — об отношениях с отцом, cуперзвездой и нелегким в семейной жизни человеком, карьере и борьбе с зависимостями и болезнями. Как и положено голливудской истории, это история успеха. «КоммерсантЪ»
«Географии одиночества», реж. Жаклин Миллс. Канада, 2022, 103 мин.
Вы когда-нибудь слушали музыку ползущего по листу муравья или видели своими глазами запись с плёнки, проявленной в морских водорослях? «Дневник Патерсона»
Так и хочется купить билет на необитаемый остров в один конец и слиться с природой. БЛИ(К)
National Geographic здорового человека, гораздо красивей и нежней, чем можно представить. «он бежал всю дорогу»
«Королевство», реж. Татьяна Рахманова. Россия, 87 мин.
Не прошли зря эти лета, увидела готовую к жизни свободную картину с потрясающей камерой. Надежда Васильева
Они горланят песни Макsим, расписывают стены и не замечают, что кое-кто уже выбыл из игры. Местами эта компания напоминает самопровозглашённых идиотов из одноимённой картины Ларса фон Триера. Cinemagraphie
«Новое чудо», реж. Александра Стреляная. Россия, 2023, 95 мин.
О чем это было? О том, что в конце концов нам всем снится трава у дома — о том, что люди заслуживают спасения — о том, что мы никогда не знаем, чем кончится наша история, но если мы будем добрее друг к другу, то и конец выйдет неплохим. БЕС КУЛЬТУРЫ
«Признания доброй самаритянки», реж. Пенни Лейн. США, 2023, 105 мин.
Самоирония и отвага — вот, очевидно, девиз американской режиссерки Пенни Лейн, решившей снять фильм о том, как она становится донором почки,— в Штатах для этого необязательно быть кровным родственником больного, можно пожертвовать свою почку из альтруистических побуждений. «КоммерсантЪ»
Фильм, разумеется, не про почку, а про альтруизм — почему некоторые люди готовы пожертвовать своим благом ради других людей? Неужели дело только в увеличенной области мозга, отвечающей за эмпатию? Лейн пускается в увлекательнейшее путешествие по закоулкам человеческой психики и приходит к интересным выводам. «Парни из Читальни»
«Магнитные поля», реж. Йоргос Гусис. Греция, 2021, 78 мин.
Муд: осенним вечером листаешь телевизор где-нибудь на даче, и натыкаешься на фильм, в котором ничего не понимаешь, но дальше переключать не хочется. «к! Самиздат о кино»
А вот такой фильм, на который надеешься на всяких фестивалях, дикий и смешной. «он бежал всю дорогу»
«Ниша», реж. Антон Ермолин. Россия, 2023, 97 мин.
В «Нише» до поры до времени все понятно, но затем нить повествования бесповоротно рвется, и ты уже не понимаешь, как оказался в месте, где «птицы поют чудесные песни и воздух наполнен музыкой». Символично, кстати, что вход в российский Черный Вигвам оказывается скрыт в норе из ковров. Афиша Daily