In Silico: Весь этот шебэнг

14 сентября стартует «Послание к человеку». Его неизменный зрительский магнит, конкурсная программа In Silico, в этом году обещает фильмы на текстиле и бумаге, экранизацию спама и инструкции из самолета, инсценировки казней и сновидений, компьютерные симуляции, новые работы Раду Жуде, Кена Джейкобса и Джона Смита. Коротко о программе рассказывает Никита Смирнов.

In Silico: Весь этот шебэнг
«Состояние благодати». Реж. Джон Смит. 2019

Одна из наиболее популярных программ фестиваля, In Silico возвращается с более чем двадцатью фильмами. В этом году абстракции воспроизводят ощущение сна, компьютерные симуляции отражают явь, архивные материалы складываются в дурную бесконечность, хроника сравнивается с инсценировкой, а движущееся изображение — сама механика кино — покадрово развоплощается в оттиск на текстиле или свет на стене. Рассказываем о некоторых сюжетах грядущего конкурсного смотра.

Сразу несколько фильмов этого года работают с присвоением и опосредованием чужого текста. «Состояние благодати» Джона Смита, который хорошо знаком всем зрителям программ In Silico, использует пассажирскую инструкцию из самолета «Боинг», которая выводит автора на рассуждения не о безопасности, но о совсем иных материях. В «Привет, мне нужно быть любимым» спам-письма зачитываются актерами, набранными через сайт Craigslist (то есть, в некотором смысле, спам-актерами). Фильм — фестивальный хит, обошедший более десятка киносмотров — с одной стороны исследует возможность интерпретации манипулятивного, неживого текста, который немногим лучше телефонного справочника, с другой, сам ставит вопрос о манипуляции артистами.

In Silico: Весь этот шебэнг
«Весь этот шебэнг». Реж. Кен Джейкобс. 2019

Другим хорошо знакомым для зрителя программы автором является классик Кен Джейкобс. Его «Вот это вот всё» (в оригинале «Весь этот шебэнг») — реинкарнация собственного эксперимента из 1980-х. Джейкобс использует старинную технику тиражирования смежных кадров со стробоскопическим эффектом, выполненную на старом архивном материале. Но в совокупности эти архивные кадры и приемы приводят к сдвигу в зрительском восприятии изображения, рождая то эффект объема, то еще более сложные ощущения.

Еще более буквально деконструирует изображение Каяко Они в работе «Текстильм 10 „Мечтательность“». Странное первое слово объясняется просто: Она распечатывает пленочную последовательность кадров на широком отрезе текстиля, ставя вопрос о том, в какой момент само изображение и наш опыт его просмотра становятся фактом кинематографа. Похожим образом поступает Анна Васоф в «Непослушных конях Майбриджа», разбирая движение до фаз, до последовательности кадров. При этом Васоф обращается к осязаемым, механическим способам, даже более примитивным, чем тот, что был использован Эдвардом Майбриджем в знаменитом эксперименте с лошадью.

In Silico: Весь этот шебэнг
«47 этажей». Реж. Моника Мумблоу, Пол Лизерлэнд. 2019

Работа «47 этажей» рассказывает историю человека, который в 1996 году предпринял успешную попытку прыжка с парашютом с площадки небоскреба. Тогда же он записал на любительскую камеру свои впечатления — и вот, спустя два десятка лет, по просьбе режиссера пытается повторить эту историю. Однако сама психофизика существенно переменившегося за эти годы человека выдает невозможность приблизиться вплотную к прежнему себе и своему опыту, который теперь заслонен дистанцией времени.

В 10-минутной работе «Две казни маршала» известный румынский режиссер Раду Жуде («Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары») сталкивает хронику казни маршала Антонеску в 1946 году — с инсценировкой из игрового фильма 1994-го года. Как и в «47 этажах», мы можем говорить о том, что всякое повторение — неизбежная интерпретация. Но монтажное противопоставление Жуде двух документаций казни работает и в другую сторону: ракурсы и монтажные стыки хроники также вынуждают нас говорить об идеологическом, если не художественном выборе оператора-летописца.

In Silico: Весь этот шебэнг
«Товарищ женщина». Реж. Доппельгангер. 2018

«Товарищ женщина» говорит о социалистической женщине, застрявшей в дурной бесконечности однобоких репрезентаций. Фильм показывает, как невозможно увернуться от тоталитарной повсеместности этой репрезентации «товарища женщины», умело используя для фильмографическую судьбу одной актрисы и монтажные манипуляции.

Между радостью и ужасом узнавания пролегают впечатления от Protocorba Кирилла Хачатурова из Московской школы нового кино. Подобно Михаилу Максимову, автор использует компьютерные симуляции. Здесь живут не люди, а раздутые манекены, которые одновременно дают эффект очуждения, но порой вдруг напоминают о насущном неуловимыми деталями: позой, взглядом, жестом. В коротких, скупо обозначенных сценах Хачатуров отсылает к YouTube-роликам, бытовым ситуациям, эстетике модных съемок — эффект, который это производит, неоднозначен.

In Silico: Весь этот шебэнг
«Protocorba». Реж. Кирилл Хачатуров. 2019

Напрямую работают с массивом YouTube авторы работы «ФрагМЕНты», где видео в популярном жанре анбоксинга (люди распаковывают посылки и покупки) сопоставляется в горизонтальных и вертикальных рядах. Эти сопоставления и заявленная в названии фрагментарность рождают ритм и повторность, в которых видится нечто дьявольское.

Еще одна российская работа программы — «Фоссил Фолс» Алексея Курбатова и Екатерины Селенкиной. Снятые на 16 миллиметров, выхваченные из небытия фрагменты природы и камня выводят нас за пределы опыта восприятия кино как принадлежащего человеку и говорящего о нем. Однако иного опыта у нас нет, а черно-белые всполохи материи обретают сновидческое качество.

In Silico: Весь этот шебэнг
«ФрагМЕНты». Реж. Арт-коллектив NEOZOON. 2019

Онирическая «Морфология сна» — одна из визуальных трактовок того, что мы видим, когда ночью смыкаем глаза. Малена Шлам работает в ключе Стэна Брэкиджа, но меткость в визуализации сновидения не позволяет говорить о фильме как повторении пройденного. Впрочем, всегда возможно, что свои сны вы запоминаете иначе.

Юань Чжэн в «Доставке снов» также работает с репрезентацией опыта сна, однако использует для этого принципиально иную технику, учитывая и периферийность человеческого зрения, и сюжетность с ее эффектом наваждения, которая так часто характеризует наши сновидения.

In Silico: Весь этот шебэнг
«Морфология сна». Реж. Малена Шлам. 2018

От безыскусной действительности инструкции в самолете и до опыта воспроизведения сна — In Silico в этом году вновь обещает стать приключением, которое потребует длительного осмысления.