Новый день, и сразу семь блоков с фильмами доступны для просмотра в онлайн-кинотеатре Nonfiction, в том числе и две новых программы.
Игровые короткометражные фильмы международного конкурса
«Почти весна» (реж. Настя Коркия) показывает будни немолодой учительницы литературы Тамары. Возможно ли дожить до понедельника, если в воскресенье — выборы? Чуткое исследование человеческой ситуации порывает с советской традицией школьного фильма: он уже давно остался в прежней жизни. Или возможны параллели?
«Титан» (реж. Валери Карно) застает тринадцатилетнего Натана — имя неслучайно срифмуется с названием — за обрядом инициации. Мальчик собирается вступить в банду и должен пройти жестокие ритуалы. Чувственная работа о подростковом одиночестве и том моменте нежного возраста, когда по ошибке можно принять себя за взрослого.
Башир из немного ернической комедии «Деревья» (реж. Рамзи Башур) должен хоронить отца, но больше его беспокоит увядание олив в родных краях. Традиции велят скорбеть, желательно сидя, а герой существует перебежками и думает лишь о спасении флоры от опасного патогена.
«Неприкаянные» (реж. Самир Карахода) — докуфикшн о двух энтузиастах пинг-понга в Косово. Всё, что у них есть, это столы и кое-какое снаряжение, с которыми герои вынуждены кочевать по стране, не дающей жителям никаких перспектив.
«В данный момент» (реж. Пабло Коттен, Жозеф Розе) — ретромелодрама о ночном знакомстве, о мигом вспыхнувшей любви и ее невозможности длиною в оставшуюся жизнь.
Посмотреть данный блок Международного конкурса вы можете на сайте онлайн-кинотеатра Nonfiction.
Во втором блоке программы представлен «Марш» Владилена Верного, который можно смотреть в пандан с упомянутой работой «Почти весна». Если там еще выборы, то здесь уже — протесты, в которых так хотят участвовать школьники. Кино о разобщенности и о высоких скоростях непонимания.
«Ферма» (реж. Дайан Уист) показывает двух женщин за работой. Их труд — отмывать дом от следов кровавого преступления. Автор фиксирует одновременно отделенность уборщиц от события, и в то же время невозможность кровавого пятна оставаться просто пятном, не превратившись в историю.
«В лесу» (реж. Сара Гргурич) запирает пару молодых людей на локдаун — он не против, но ей становится тесно. Саша пытается разобраться в отношениях, но есть ли у нее выбор, когда оба заточены в обстоятельствах пандемии?
«Небесные трубы» (реж. Ракан Майаси) показывает совершенно иные отношения, где свобода никогда не предполагалась. Юная Бушра, сирийская беженка в Ливане, продана матерью замуж. Лишенное слов кино показывает, как традиции избавляют людей от живого общения — и сколь многое остается под спудом.
«После комнаты» (реж. Наоми Пасифик) — экспериментальное исследование себя через тело, как свое, так и чужое. Наоми и Рам живут вместе, но в эту ночь их бытность нарушает гостья Марина.
«А так — всё хорошо» (реж. Эрен Аксу) рассказывает о молодой турчанке Аслы, перебравшейся в Берлин. Она ищет работу и пробует озвучивать рекламные ролики и аудиогиды: как у новоприбывшей, у нее есть преимущество, еще не изжитый акцент. Наблюдения Аксу выявляют абсурд в одном из устоявшихся современных маршрутов эмиграции.
Посмотреть данный блок Международного конкурса вы можете на сайте онлайн-кинотеатра Nonfiction.
Национальный конкурс
В седьмой по счету программе — два фильма. Документальная анимация «За забором» (реж. Мария Коган-Лернер) основана на дневниках Татьяны Внукевич-Багдасарьян, которая провела годы в ПНИ. Однако ее взгляд на эту жизнь «за забором» полон тепла и непохож на то, что мы привыкли читать в тревожащих репортажах СМИ.
«Я много рисовала из очень тонкой медной проволоки, и решила, что смогу работать быстро и без проблем. Но во время отъезда оказалось, что проволоку я оставила на студии: пришлось искать в Казани — и нашлась совершенно другая. Потом уже оказалось, что эта случайная проволока лучше всего подходит к сюжету», — Мария Коган-Лернер.
«Народная» Вадима Кострова рассказывает об одноименной гаражной галерее в родном Нижнем Тагиле. На несколько недель лета место становится точкой притяжения творческих молодых людей, пульсирующей в городе, где мало что происходит.
Посмотреть данный блок Национального конкурса вы можете на сайте онлайн-кинотеатра Nonfiction.
Восьмой блок представляет три фильма. «Ты в Бога веришь?» (реж. Гриша Музуров) рассказывает о совсем юном звонаре в ростовском монастыре: с виду кажется, что Андрей выпадает из этой среды, но при близком взгляде его присутствие здесь уже не выглядит случайным стечением обстоятельств.
«Ладно Хорошо, Пинега» (реж. Юлия Курмангалина, Саша Кулак) — путешествие в малоизвестные уголки Архангельской области, попытка ухватить ускользающую идентичности северной русской деревни, вглядывание в их изустную культуру и матриархальный строй.
«Дом» Игоря Гладкова показывает компанию бездомных балагуров: они поют «свою» песню, дерутся, пьянствуют и тем согреваются. Вскоре один из героев узнает о смерти отца — дом далеко, удастся ли вернуться?
«Он должен вернуться домой — и во второй части тон меняется, герой отправляется в дорогу и роуд-муви все-таки получается. Было трудно вблизи наблюдать за всем этим: слезы, пьянство, драки, когда ты должен выбирать, вмешаться или оставаться человеком за камерой. Эта история отпустила меня только в начале 2021-го, когда я ее смонтировал», — Игорь Гладков.
Посмотреть данный блок Национального конкурса вы можете на сайте онлайн-кинотеатра Nonfiction.
Международный конкурс
«У нас одно сердце» (реж. Катажина Вареха) — пронзительная история расставания и воссоединения одной семьи, решенная через анимацию, домашние архивы и дарящая актуальную съемку как свидетельство счастливого финала.
«Айя» (реж. Симон Гийар) рассказывает о девочке на острове Гран-Лау, который понемногу уходит под воду.
«Этот фильм чрезвычайно прост и, в сущности, представляет нечто обыденное. Тема юности присутствует, наверное, в 50% всех фильмов! Думаю, Айя походит на мою младшую сестру и напоминает о ней. Темой фильма как бы выступает утрата территории, но на самом деле это фильм об утрате детства. И метафора распадающегося пейзажа идеально подошла для разговора об исчезновении физического пространства детства», —Симон Гийар.
Посмотреть данный блок Международного конкурса вы можете на сайте онлайн-кинотеатра Nonfiction.
«В память о будущем»
Спецпрограмма Алёны Королевой объединяет семь работ о противоречивых явлениях современности, ставя перед зрителем вопрос: «Что может лучше рассказать о нашем настоящем, чем наше будущее?»
«Эта программа напоминает сборник современной научной фантастики, с той разницей, что все показанные на экране чудеса уже сбылись, но пока ещё не были осмыслены на экране», отмечают авторы «Кино ТВ».
В первом блоке три картины. «Мы – эпицентры землетрясения» (реж. Томаш Главачек) посвящен рассуждениям молодой пары об экологических катастрофах на фоне чешских лесов. «Упражнения в приближении к тебе: история для Арктического заповедника» добирается до края Аляски и застает рассказчицу за неодолимым желанием обнять северного оленя. Фильм-эссе «.TV» (реж. Г. Энтони Сватек) собранных из найденных аудиоматериалов и посвящен стране Тувалу, которая, по прогнозам ученых, первой окажется под водой из-за глобального потепления.
Посмотреть данный блок специальной программы «В память о будущем» вы можете на сайте онлайн-кинотеатра Nonfiction.
Ретроспектива Кесьлёвского
Два фильма польского мастера выбирают героями рабочих, ненадолго дают им голос. В «Каменщике» герой вспоминает, как в 1950-е строил партийную карьеру, но она обернулась лишь разочарованием. В «С точки зрения ночного сторожа» мы узнаем позицию обычного сторожа фабрики по поводу более-менее всего. Это тусклый человек, недовольный всем вокруг, но камера Кесьлёвского предлагает ему платформу для высказывания, отказываясь смотреть на героя критически.
«Первая любовь» очень близко показывает жизнь двух подростков. Ядзя забеременела, ей и Ромеку негде и не на что жить, государство и семьи давят, со всех сторон в качестве выхода предлагается аборт. Смогут ли юные герои справиться с этими тяготами?
Посмотреть данный блок ретроспективы Кесьлёвского вы можете на сайте онлайн-кинотеатра Nonfiction.