Приз за вклад в мировое киноискусство будет вручен на 34-м МКФ «Послание к человеку» выдающемуся режиссеру, легенде мирового кино Артавазду Пелешяну.
Критики называют Пелешяна «человеком, перепридумавшим законы кино, элементарной частицей кинематографа, какими были Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн».
Среди поклонников кино Пелешяна — Фрэнсис Форд Коппола и Жан-Люк Годар, Годфри Реджио и Андрей Ужица, певица Патти Смит, философ Поль Вирильо, фотограф Раймон Депардон.
Изобретение Пелешяна — «дистанционный монтаж» — проходят в большинстве киношкол по всему свету. Его фильмы о «симфонии мира» показывались на крупнейших культурных площадках от нью-йоркского МОМА до фестивалей в Берлине и Венеции.
Приз за вклад в мировое киноискусство будет вручен Артавазду Пелешяну 26 октября на Церемонии награждения 34-го МКФ «Послание к человеку».
«Послание к человеку» в течение долгого времени приглашало Артавазда Пелешяна приехать на фестиваль. Только в этом году это, наконец, станет реальностью.
Рассказывает один из отборщиков «Послания» Михаил Железников:
«Кино — искусство визуальное, но описывать его нам приходится словами. Артавазд Пелешян в своих фильмах не пользуется речью, чтобы, как он сам говорил, «сэкономить время зрителей», но слова нужны для того, чтобы его фильмы описать и попытаться понять.
Его теория «дистанционного монтажа» — это, по сути, отрицание монтажа, изобретением которого так гордился киноавангард 1920-х: попытка соединить кадры не по законам сходства-отличия, а по принципу поэтического родства, которому подчиняются все элементы Вселенной, причем организованными они кажутся нам лишь благодаря повторяемости и цикличности жизни.
Если попытаться взглянуть на судьбу Пелешяна с точки зрения его теории, то вряд ли Приз за вклад в киноискусство, который мы собираемся ему вручить на 34-м МКФ «Послание к человеку», станет в ней так называемым «опорным кадром», скорее, одним из множества внешних событий, из которых состоит официальная биография всемирно признанного художника.
Но то, что не станет «опорным кадром» для самого Артавазда Ашотовича, несомненно станет важнейшим событием для фестиваля, который наконец-то получит возможность приветствовать на своей сцене великого мастера, на чьих фильмах выросло несколько поколений кинематографистов всего мира, включая и всех нас, отборщиков и кураторов «Послания к человеку».
И кадр, в котором Артавазд Пелешян стоит на сцене «Послания» и получает из рук Алексея Учителя приз за вклад в искусство,— это абсолютно органичный и необходимый элемент нашей киновселенной, существующий не один десяток лет у отборщиков «Послания» как образ. Теперь остается только его снять.
25 октября в петербургском Доме Кино состоится встреча с Артаваздом Пелешяном и показ его классических фильмов «Времена года» (1975), «Наш век» 1982) и «Жизнь» (1993).
После показа зрителей ожидает автограф-сессия с мастером: они смогут подписать у Пелешяна его книгу «Моя вселенная и единая теория поля», которую он создавал в течение 40 лет.
22 октября в книжном магазине «Порядок слов» можно будет увидеть фильм «Молчание Пелешяна» (2011) итальянского режиссера Пьетро Марчелло, который считает себя учеником мастера. Фильм будет показан в новой монтажной версии, сделанной Марчелло (мировая премьера). «Молчание Пелешяна» представит член Жюри Национального конкурса 34-го МКФ «Послание к человеку», отборщик международных фестивалей Алена Шумакова.
В прошлые годы Приз за вклад в мировое киноискусство, этот самый почетный из призов «Послания к человеку», получали Аньес Варда, Клод Ланцман, Вернер Херцог и Ульрих Зайдль.