Центральный визуальный образ для 34-го МКФ «Послание к человеку» создал специально для «Послания к человеку» режиссёр и художник Рустам Хамдамов. В этом году Хамдамов отметил 80-летний юбилей. В честь юбилея мастера мы проводим программу «Посвящение Хамдамову»
Для искусства Хамдамова вообще трудно искать аналоги, еще сложнее — прямо в отечественном кино, еще безнадежней — в его нынешней итерации. Фигура Хамдамова как бы высится в полном одиночестве (или, скорее, скрывается от любых столбовых дорог), и в русском кино он сегодня такой один, без братьев по крови.
Как известно, биография Хамдамова, в основном, состоит из лакун и исчезновений. Но его мир так монолитен и ярок, что мы видим перед собой единую вселенную, неизменную от вгиковского дебюта «В горах мое сердце» (1967) до недавнего «Мешка без дна» (2017). Если для сравнения взглянуть на фильмографии его ровесников, мы еще крепче оценим устойчивость идиосинкразий Хамдамова или его опорных точек. Растущий из чужого старого кино, полностью перелицованного под себя, экзотический, флуоресцентный мир, населенный созданиями Хамдамова, принципиально герметичен. Его оберегают прямо под крышей той самой башни из слоновой кости, куда Хамдамов иногда поднимает фрагменты современности, но сам никогда не спускается к этой современности вниз на землю.
В мае этого года команда «Послания к человеку» обратилась к Хамдамову с дерзким предложением создать центральный образ для 34-го фестиваля. К нашему удивлению, Хамдамов согласился. Вы увидите его рисунок, сделанный для «Послания», здесь. Конечно, в самых начальных замыслах команды был оммаж мастеру. Программа «Посвящение Хамдамову» — воплощение этих планов.
На «Послании к человеку» свою признательность Хамдамову выразят актрисы Анна Михалкова, Светлана Немоляева и Елена Морозова, фотографы Георгий Пинхасов и Владимир Клавихо-Телепнев, художник по костюмам Надежда Васильева, режиссеры и киноведы Любовь Аркус и Петр Шепотинник.
И, конечно, мы снова будем смотреть фильмы Хамдамова. История отечественного кино была бы без них несравненно беднее (и бледнее).
Краткая биография Рустама Хамдамова
Родился в 1944 г. в Ташкенте. Профессионального художественного образования не получил, но рисовать начал рано, с пяти лет. В 1965 г. поступил во ВГИК (мастерская Григория Чухрая), где снял свой диплом В горах мое сердце (1967, совместно с Ириной Киселевой), ставший его ранним триумфом. С этого момента и до середины 2010-х судьба Хамдамова в кино состоит из обрывов. Нечаянные радости (1974) остаются недоснятыми, негатив смывается по указанию Госкино. Его следующий фильм Анна Карамазофф (1991) c Жанной Моро включен в конкурс Каннского фестиваля, но показ становится единственным: негатив исчезает у французских правообладателей, фильм так и не выходит в прокат. В перерыве между фильмами в 1970–80-х много занимался живописью и графикой, работал как художник по костюмам у Андрея Кончаловского и Али Хамраева. С 1992 по 1995 гг. живет в Париже, анонимно работает как художник для домов высокой моды Krizia и Pollini, проектирует ювелирные изделия для американской компании «Russian World Gallery». Только в середине нулевых, когда Хамдамову за 60, он возвращается к более последовательной работе в кино и снимает с перерывами три фильма: Вокальные параллели ( 2005), Бриллианты (к/м, 2010), Мешок без дна (2017).
С первого же фильма Хамдамов становится легендарной фигурой среди коллег: его влияние признавала Кира Муратова, ему стремились помочь первые фигуры в кино, Андрей Кончаловский, Сергей Соловьев, Тонино Гуэрра. По свидетельству Гуэрры, хамдамовские «рисунки-царапины, рожденные во сне и застывшие на рассвете навечно, восхищали Висконти и Антониони».
О своем кино сам Хамдамов говорит: «Я далек от реалистического кино. Мне удобнее жить вне реальных вещей и знать только свой собственный мир». «Прошлое дает отстраненность, позволяет уйти от плоской реалистичности…Наверное, это пристрастие началось у меня с немого кино, которое Блок называл «электрическими снами наяву». «Я постоянно изобретал кино без конца, без конца композиции. Конечно, я оставался один. И сейчас я один». Свое кино Хамдамов мог бы описать, как он описывает кино Параджанова и Феллини: «Материальное благосостояние новых соотношений. Причем из всех семи нот. Атоника отсутствует.»
Награды: лауреат премии в области высших достижений искусства «Триумф» (1996); гран-при «Культурное достояние нации» (2003); специальный приз жюри ММКФ за Мешок без дна (2017). Работы Хамдамова — в собрании Государственной Третьяковской галереи, в 2003 г. стал первым в истории российским художником, чьи работы при жизни были приняты в современную коллекцию Эрмитажа.
В 2006 г. был членом жюри МКФ «Послание к человеку».