Михаил Железников о конкурсе IN SILICO

 

В прошлом году мы показывали фильмы, сделанные с помощью нейросетей в уже почти ставшей легендарной спецпрограмме «Киберглаз». В этом году работы, в которых так или иначе участвовал искусственный интеллект, составили добрую половину конкурса. Скоро видео, сгенерированное нейросетью, будет выглядеть так же аутентично, как и «настоящее» кино, а выбор между документальной и игровой камерой будет для автора чисто стилистическим.

Уничтожит ли это революционное событие наше доверие к документальному? Как изменится граница между документальным изображением и игровым? Что случится со всеми прежде возникшими направлениями и жанрами – повлияет ли на них новая технология, или они сохранятся в своем историческом виде? Станет ли 2025-й последним годом экспериментального кино, как пошутил один коллега, или, может, с учетом всего происходящего вокруг, он будет вообще последним эпизодом нашего «фильма»?

В этом году в конкурсе In Silico, который проходит в 15-й раз, участвуют 20 фильмов. Здесь показывали свои работы уже известные и только начинающие авторы. И среди участников этого года много знакомых имен: Анаис Ибер, Никита Спиридонов, Кристоф Жирарде, Кристин Люси Латимер, Джулия Магно, Карлос Веландия и Анхелика Рестрепо – все они участвовали в экспериментальном конкурсе в последние несколько лет, а еще двое авторов – Николас Шмидт и Йорн Штагер, показывали свои фильмы в самом первом конкурсе In Silico в далеком 2011-м.

Андреа Гатопулос, который в прошлом году был тьютором и участником «Киберглаза», а еще раньше приезжал на In Silico как продюсер, сейчас впервые участвует в конкурсе как режиссер. Михаил Басов – в прошлом участник и член жюри экспериментального конкурса – на этот раз представляет на фестивале свою ретроспективу, а другой наш участник, Платон Инфанте, теперь работает в экспериментальном жюри.

Возрастающая сложность и непредсказуемость мира, ностальгия по прошлому и будущему, страх, разочарование, надежда – все эти темы слышны в программе, но и те, что остались за кадром, звучат в ней самим своим отсутствием. Как детская раскраска, программа In Silico будто дает нам пунктирную линию, которую можно обвести в своем воображении или оставить как есть.

Михаил Железников