Когда самый смелый вымысел стремительно меркнет на фоне новостной ленты, а красота больше не спасает мир, единственный ответ – выкрутить ручку на максимум.
Эксцесс и чрезмерность, смех с каменным лицом и сюрреалистический макабр, язвительная социальная сатира и абсурд сегодняшнего дня: в турбулентное время, зараженное постиронией и постправдой, реальность скомпрометировала себя – для разговора о ней реализма уже недостаточно. На смену медлительности и жизнеподобию пришел гротеск. Именно он оказался кратчайшим путем между болевыми точками и, как ничто другое, стал резонировать с современностью. С помощью жанровых девиаций и бесстрашия вымысла гротеску удалось вытащить на поверхность правду, саму суть.
Программа «Гротеск как ответ» прослеживает заметную тенденцию к усилению гротескных черт в фильмах, созданных за последние пять лет, и фиксирует реакцию кино на противоречия и конфликты современности, находя им эстетические эквиваленты в абсурдизме и критически заряженной эксцентрике.
Программа намечает сдвиг как в сюжетах, так и самом языке современного кино в сторону сломанной жуткой сказки, поучительной черной комедии, алогичной притчи и фантазии, зияющей несоответствиями смыслов и образов. Сдвиг, вызванный бессилием перед состоянием мира вокруг и желанием это бессилие преодолеть. Шесть фильмов программы предлагают зрителю пристально рассмотреть эту новую реакцию кино на сегодняшний день.
Катерина Белоглазова


