Наталия Пылаева о программе

«Панорама.doc» – это традиционная для «Послания к человеку» программа документальных фильмов с уже сложившейся фестивальной траекторией и яркой судьбой. Эти фильмы могут быть разными по характеру и по форме: могут исследовать новые грани метода наблюдения, а могут смело заступать на территорию игрового кино или экспериментировать с жанром.

Программу откроет российская премьера нового фильма классика немецкого кинематографа Вима Вендерса Ансельм. Шум времени, участвовавшего в Каннском кинофестивале. Вендерс погружается в творческую вселенную художника Ансельма Кифера, чьи монументальные работы посвящены большим темам истории и судьбы, борьбы добра и зла, преступлениям против человечества и ответственности за них. «Избегая бремени, люди ищут легкости, они боятся заглянуть в бездну. Отсюда возникает эта легкость. Если посмотреть на историю мира в целом, геологическую, космологическую историю, очевидно, что мы – меньше капли дождя, мы – атом. В этом смысле мы очень легкие», – говорит Кифер в одном из редких эпизодов, где режиссер наделяет его прямой речью. Эти слова можно вынести эпиграфом ко всей программе.

Сразу два фильма «Панорамы.doc» сталкивают мир человека с чем-то несоизмеримо бОльшим – стихией, природой. В картине Ноктюрны, действие которой происходит высоко в горах на границе между Индией и Бутаном, люди лишь наблюдают за процессами в огромном, неизведанном мире древних мотыльков, находящихся под угрозой исчезновения. Фильм полон живых звуков леса и съемок этих ночных, почти инопланетных существ; на кинофестивале «Сандэнс» фильм получил спецприз жюри, после чего объехал десятки мировых фестивалей этого года. В фильме Пирополис чилийского документалиста Николаса Молины подчеркнуто простой, бесхитростный мир бригады пожарников-волонтеров противостоит страшному огню, пожирающему все. И в этом противостоянии рождается необъяснимая поэзия.

Чем объемнее картины глобальных катастроф, тем менее объяснимой кажется человеческая жестокость. Семь зим в Тегеране (призер Берлинале и CPH:DOX) о 19-летней иранке Рейхане Джаббари, приговоренной к смертной казни за убийство, совершенное в режиме самозащиты, фиксирует как раз такую жестокость и отсутствие справедливости. Героиня другого фильма программы, Ненастоящий детектив по-своему пытается добиться справедливости, пускаясь в расследование загадочной смерти в маленьком американском городке. Два эти фильма, совершенно разные по тональности, исследуют возможности жанра судебной драмы/тру-крайма на документальном материале, и в обоих случаях результат оправдывает ожидания.

Не менее изобретательно и смело подходит к изучению человеческих отношений Элизабет Ло в картине Изгоняющая любовниц. Ее премьера успешно прошла на завершившемся недавно Венецианском фестивале.

С новым фильмом Агент счастья в «Панораму.doc» возвращаются Арун Бхаттараи и Дороттья Зурбо (их предыдущая картина Следующий хранитель участвовала в программе в 2017 году). Этот фильм о том, как в королевстве Бутан измеряют «валовое национальное счастье», и о том, что же, на самом деле, может сделать нас счастливыми, все же предлагает некую веру в людей и надежду на заслуженную «легкость».

Наталия Пылаева,
куратор программы