Алена Солнцева о Национальном конкурсе

 

Отбор участников для национального конкурса МКФ «Послание к человеку» обусловлен традициями одного из старейших российских фестивалей. Послание должно быть адресовано именно человеку. Не государству, не социуму, не множеству, но конкретным, сегодня живущим людям, каждый из которых пытается ориентироваться, как может, в быстро меняющемся, ускользающем от фиксации мире. И нам кажется, что наибольшее доверие у зрителей вызовут художники, которые не боятся поделиться со зрителем собственной уязвимостью.

В национальный конкурс в этом году отобрано фильмов больше, чем бывает обычно. Но общий хронометраж программы не изменился: выросло число коротких – от 9 до 30 минут – картин. Как будто документалисты, особенно молодые (а их в конкурсе, как и всегда, большинство), по свежим следам торопятся запечатлеть «здесь-и-сейчас», уловить внутреннюю жизнь обычного человека во времена повышенной турбулентности. Это стало основной темой для большинства фильмов в конкурсе. Их авторы всматриваются в тихие вопросы, часто не замечаемые обществом и государством, но существенные для любого человека в его частной жизни.

Значительную часть молодых кинематографистов интересуют отношения с близкими, и в программе такого кино много: Привет, пап! Александры Крецан, Невеста Инны Омельченко, Друг от слова другой Настьи Ивановой, Снежинки ртом ловила + Очень мило Лизы Саввиной, Блуждающая боль Жени Горда и Прощай, мое море Сергея Кана.

Но и более опытные, известные авторы документального кино всматриваются в индивидуальные судьбы и именно в них узнают вечные темы. Исследуется и поиск собственной идентичности у представителей малых народов внутри большого российского мира (У ветра нет хвоста Ивана Власова и Никиты Сташкевича, Против ветра Татьяны Соболевой), и естественное чувство одиночества у человека, лишенного привычного окружения (Приклонить голову Шамиля Ягафарова). В фильме Никаких новостей Дениса Шабаева герой, священник и любитель классического балета, честно пытается сохранить в себе внутреннюю гармонию, но слишком многое ему при этом мешает. Автор экспериментального фильма Все еще впереди Маша Годованная рассматривает знакомый городской пейзаж через цветные фильтры, такой, казалось бы, узнаваемо обыденный, но, как выясняется, чреватый глобальной катастрофой.

Современный человек сам по себе устроен сложно, и ему не менее трудно в окружающем его мире, не только с самим собой, но и с постоянно меняющимися социальными нормами, над которыми он думает постоянно и применяет их к себе. Например, в Недоносках Евгении Дудниковой речь идет о зыбкости границ гуманности, и зрителю самому предлагают разобраться, как он относится к острой проблеме совсем не медицинского характера.

Конечно, для фестиваля «Послание к человеку» важны поиски нового в языке кино, но очевидно, что сегодня в мире нет кардинально новых явных эстетических трендов. Но есть свои локальные нюансы. Например, во многих российских фильмах, в том числе и в отобранных на национальный конкурс, все чаще вновь звучит закадровый голос героя или автора – хотя еще недавно независимые кинематографисты отвергали этот прием, считая, что у зрителя больше свободы и больше возможностей интерпретировать фильмы без заданных режиссером вербальных формулировок. Например, в школе Марины Разбежкиной был введен прямой запрет на закадровый текст. Но активное к нему обращение в нынешних фильмах сопряжено не с дидактикой, а с желанием еще больше приблизиться к внутреннему миру человека, услышать его интонации, узнать позицию и самому соотнести закадровый комментарий с изображением.

Фильм Розовый город Владимира Попова целиком построен на сложном взаимодействии между буднями маленького городка и радостными интонациями одного из героев. О ритуалах и памяти размышляет Алексей Федорченко, автор киноальманаха #подногами. В каждой из четырех новелл он то предлагает зрителю пристальнее вглядеться в экран, то использует в фильме титры, а в заключительной части Федорченко сам становится героем своей картины и его собственный голос звучит за кадром. В коротком метре Текст заявки к фильму голос автора, Даши Лихой, собирает эксперименты с изображением в очень личную историю. Александр Марков предлагает зрителям как бы историческое монтажное кино Гидроэлектросчастье, но на самом деле его интересует не строительство Асуанской ГЭС, а чувства реального участника стройки, приватная драма на фоне вызовов индустриализации. А комментирует хронику реальная переписка командированного в Египет простого советского гидроинженера с его возлюбленной, оставшейся ждать его в Ленинграде.

Монтаж хроники, семейной (на VHS или взятой из соцсетей) или профессиональной, найденной в госархивах, стал свободным и прихотливым, как ассоциации, и в редком фильме он отсутствует.

Современный киноязык с его очень широкими возможностями, экспериментальными и традиционными, позволяет авторам обратиться к очень тонкой материи: к чувствам и ощущениям, боли, тревоге, к поискам счастья и понимания – и не смять пыльцу индивидуального жесткой формой искусства.

Алена Солнцева