Михаил Железников о программе

Специальная программа «Футурум» представляет восемь российских фильмов, авторы которых довольно далеко отошли от канонов классического неигрового кино, при этом как будто бы не ставя перед собой непосредственной задачи сделать так называемый экспериментальный фильм. Название «Футурум» дает надежду на продолжение этой тенденции в прекрасном авторском кино будущего, свободном от индустриальных, коммерческих и академических конвенций.

Миша Кетов (Смирнов Федот) и Саша Козьма (plemya) по-разному интерпретируют вечный сюжет «маленького человека». Миша с иронией смотрит на неизбежные вехи в человеческой судьбе, превращая жизнь в короткий и грустный комикс, а Саша возвращает маленького человека к его доисторическому образу: к персонажу древнего комикса — петроглифа. Вероника Пит (Снова в Копенгагене), Ксения Бурдинова (Ленинград) и Ирина Кофова (пространство между) изучают следы человека, его память и память о нем — тоже по-разному. В фильме Вероники ключом к воспоминанию становится старая фотография. Ксения ищет героев, обнаруженных на случайно найденных кадрах, в условном кино-времени, где нет ни прошлого, ни настоящего — другими словами, где ничто не проходит и не может считаться «настоящим». А Ирина документирует следы человеческих судеб за секунду до их (следов) физического исчезновения. Елизавета Жарикова (Там, где нет фонарей) приглашает зрителей на прогулку в царство мертвых, вечно норовящих схватить живых; а Лола Палмер (Путешествие в удивительный мир) возвращает нас из-под земли на небо, в идеальный абстрактный мир цвета и формы. Пожалуй, самый экспериментальный фильм в программе — Интенция Валерии Подбельцевой — исследует паттерны отношений между полами: необходимое, но недостаточное условие для продолжения существования человека со всеми субпродуктами его деятельности, важнейшим из которых по-прежнему является кино.

Михаил Железников,
куратор программы