День на фестивале: 17 сентября

Кратко об избранных показах третьего дня фестиваля «Послание к человеку».

 

Внимание, дополнение в расписании! 17 сентября в 19:30 в магазине «Порядок слов» покажут классический фильм Робера Брессона «Карманник». Картину представит гость фестиваля Марика Грин, в 16 лет сыгравшая в ней главную роль.

 

17 сентября в международном конкурсе — три сеанса и шесть фильмов: «День победы», «Госпожа Фан», «Костлявая», «День прогульщика», «Тень бога» и «За нашими глазами».

Михаил Железников, председатель отборочной комиссии: «Кино о предельном одиночестве, когда человек одной ногой уже там и ничто с этим миром его больше не связывает, но он все еще здесь физически присутствует. Что тут рассказывать. Просто смотришь и представляешь себя на месте госпожи Фан: не новая идея, но если она хорошо реализована, если зритель эту ситуацию переживает так, будто сам там находится, этот опыт не приедается».

Он же о «Дне победы»: «Фильм-наблюдение без закадрового текста о праздновании Дня победы нашими бывшими соотечественниками, живущими в стране побежденного фашизма. Интересный момент в том, что их празднования приобрели свой странный колорит. Возникают дискуссии: эмигранты жарко спорят, советуют друг другу лучше читать учебники истории. Можно себе это представить, но лучше посмотреть».

Алёна Королёва, член отборочной комиссии: «Камера в фильме „За нашими глазами“ следует за тактильными ощущениями — прикосновения кисти к холсту, лица к битому стеклу, ладони к коре дерева, света к морщинам. Фильм открывается эпиграфом из апокрифического Евангелия от Филиппа „Ты станешь тем, что ты видишь“ и приглашает нас в миры, где невидимое реальнее того, что находится перед нашими глазами».

 

В национальном конкурсе фестиваля — пять картин, включая повтор «Признаков жизни».

Евгения Марченко, куратор национального конкурса: «„Северяне“ — фильм вообще без слов. Три истории про северных мужчин рабочих профессий: можно было бы сделать более классический фильм, сняв их трудовые будни, попросив рассказать о том, как тяжело на Севере. Но вместо этого — холодное атмосферное кино».

 

17 сентября — первый показ конкурса экспериментального кино In Silico. В этом году показы проходят в большом зале «Великан Парка».

Михаил Железников: «Я никогда не знаю заранее, что в данный момент можно считать актуальным экспериментальным фильмом, поэтому каждый год пытаюсь заново это для себя выяснить и предлагаю зрителям принять участие в этом ежегодном исследовании. К экспериментальному конкурсу я подхожу как к конкурсу идей, а красота реализации этой идеи находится не на первом месте. Время шедевров прошло: сейчас время новой простоты, малых форм и наскальных рисунков».

 

Программа «Панорама.doc» повторяет «Меркель должна уйти» и показывает «Я вижу красных» Божины Панайотовой.

Яна Телова, киновед: «„Я вижу красных“ — полнометражный фильм-дневник болгарки, в восьмилетнем возрасте эмигрировавшей с семьей во Францию после падения железного занавеса в 1989 году. Спустя двадцать лет она возвращается в родные места (аккурат во время массовых гражданских восстаний за смену правительства). В биографии ее родителей обнаруживаются некие слепые пятна, которые внушают ей тревогу: на фотографиях далекого коммунистического прошлого рядом с фигурами родных изображены подозрительные мужчины в деловых костюмах и дорогие автомобили»

 

В спецпрограмме документальных фильмов северных стран — показ легендарной картины «Перкеле. Картинки из Финляндии» Йорна Доннера в Институте Финляндии в Петербурге, а также встреча с автором в СПбГИКиТ. Кроме того, в той же программе показывают «Плохие обстоятельства» и «Гиганты и следующее утро».

Андрей Карташов, кинокритик: «Первая часть „Перкеле“ — это, во многом, памятник эпохе новых волн, в которую возможно еще было отвесить пощечину общественному вкусу. „Картинки“ намеренно антиэстетичны, сняты на черно-белую камеру в жанре репортажа, а за кадром играют уморительные протестные песни — сладчайшие танго про корпорацию Neste, маргариновую промышленность и проблемы сельского хозяйства».

 

В ретроспективе Джема Коэна показывают одну из главных работ режиссера — «Счет».

Андрей Карташов: «„Счет“ состоит из пятнадцати глав разной длины — от виньетки длиной в двадцать секунд, до продолжительного травелога из Пакистана. Это кино, для которого путешествие — не просто тема, но и метод работы. В „Счете“ больше всего Нью-Йорка и России — Москвы и Петербурга; но спальные районы, шоссе и коммуналки интересуют Коэна не меньше, чем Кремль и Эрмитаж. Это, так сказать, анти-Инстаграм, автор которого не выбирает очевидные объекты для съемки, а внимательно ищет неожиданные».

 

Кроме того, в 22:00 в «Великан Парке» покажут фильм «Оскар» об Оскаре Рабине в присутствии режиссеров Евгения Цымбала и Александра Смолянского, а также Людмилы Улицкой в качестве специального гостя. В Русском музее пройдет повторный сеанс-перформанс фильма «Строители из будущего». А в СПбГИК пройдет вечер памяти киноведа, главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея.

 

Расписание этих и других показов и событий можно узнать в специальном разделе нашего сайта.


Программа фестиваля

Посмотреть

Конкурсы и спецпрограммы 2018

Ознакомиться

Архив фестиваля 2017

Вспомнить