15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

В шести конкурсных и трех специальных программах «Послания к человеку» представлено более сотни фильмов. Чтобы вы не пропустили самое важное, мы попросили автора текстов для соцсетей фестиваля, кинокритика Михаила Захарова, отобрать 15 работ, обязательных к просмотру.

КОНКУРС

Конкурс полнометражного документального кино:

«Киоск» Александры Пианнели

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Снятый на айфон фильм о газетном киоске, расположенном в богатом XVI-м округе Парижа на площади Виктора Гюго. В семье режиссера Александры Пианелли киоск на протяжении сотни лет передавался по наследству, но в нынешнее время из-за кризиса печатной прессы он находится в упадке. Не покидая прилавка, Пианнели с помощью игрушечных моделей погружает зрителей в новостную инфраструктуру, а также с большим юмором и теплотой общается с постоянными клиентами — как обеспеченными пенсионерами, так и мигрантами и бездомными.

Конкурс короткометражного документального кино:

«Станция Хантсвилл» Джейми Мельцера и Криса Филиппоне

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Глубоко человечная работа о центре, где бывшие тюремные заключенные проводят свои первые часы на свободе. Там они получают билет на автобус и 100 долларов и закупаются предметами первой необходимости. Режиссеры Джейми Мельцер и Крис Филиппоне не стигматизируют своих героев, а запечатлевают их как людей в промежуточном состоянии между заключением и ошеломляющей свободой.

Конкурс короткометражного игрового кино:

«Белла» Фелии Петраки

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Российская премьера одного из лучших короткометражных фильмов года — призера швейцарского фестиваля Visions du Réel и МКФ в Оберхаузене. Режиссер Фелия Петраки бесшовно комбинирует архивные и игровые фрагменты, создавая портрет гречанки средних лет, разлученной со своим мужем-дипломатом. Она живет в Афинах конца 1980-х, в одиночку воспитывает двоих детей и отправляет ему домашнюю VHS-хронику; он работает в Советском Союзе и все больше отдаляется от нее. Личная история, представленная в контексте глобальных геополитических изменений, постепенно обретает поистине планетарных размах.

Национальный конкурс документального кино:

«Золотые пуговицы» Алексея Евстигнеева

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Выпускник ВГИКа Алексей Евстигнеев использует кадетское училище Росгвардии как отправную точку для размышлений о современном российском обществе. Фильм, который представляет собой череду портретов юных кадетов с различным звуковым сопровождением — от уроков православия до армейской муштры, — получил приз IDFA Talent Award фестиваля Visions du Réel.

«После прилива» Анны Залевской

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Глеб и Аня, молодая пара из России, отправляются в Одессу по следам Киры Муратовой и знакомятся с людьми, знавшими ее: актрисой Марией Кругленко, арт-критиком Утой Кильтер и многими другими. Одним из ключевых мотивов фильмографии Муратовой было повторение — и вовсе не удивительно, что постепенно жизнь Глеба и Ани превращается в эксцентричную комедию. Абсурд их повседневности запечатлевает молодая документалистка и выпускница школы Марины Разбежкиной Анна Залевская.

«Синяя роза» Ольги Корсун

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Петербургская премьера видеоээсе Ольги Корсун, представленного этим летом в рамках первого национального конкурса Московского международного фестиваля экспериментального кино MIEFF. В «Синей розе», выполненной с использованием множества техник от анимации до репортажной съемки, детские воспоминания режиссера причудливо переплетаются с общими размышлениями о значении цветов в нашей жизни.

Конкурс экспериментального кино In Silico:

«Четыре истории Алисы» Мириам Якоб-Аллар

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Изобретательная картина о памяти и забывании, показанная на последнем МКФ в Роттердаме. Видеохудожница Мириам Якоб-Аллар путешествует по воспоминаниям собственной бабушки, чьей излюбленной историей стал рассказ о столкновении с ураганом. Привлекая технику полиэкрана, синхронную озвучку и фрагменты из фильмов-катастроф, режиссер размышляет о субъективности и ненадежности памяти.

«Зомби» рэпера Балоджи

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Снятый в Конго афрофутуристический музыкальный клип с виртуозной хореографией и безумным смешением традиций и нового. Критика жизни, опосредованной VR-шлемами и экранами смартфонов, проводящая параллель между буквальными зомби и зависимыми от соцсетей.

Анимационный конкурс:

«Просто парень» Шоко Хара

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Готическая пластилиновая анимация в жанре true crime о серийном убийце и насильнике Ричарде Рамиресе, с которым множество женщин, в том числе и сама режиссер, общались по переписке. Рамирес — сложная, харизматичная фигура, одновременно притягательная и отталкивающая; женщины сходили по нему с ума и почитали как рок-звезду. Хара привлекает двух знакомых — немку Сару и американку Эву, — которые согласились рассказать о своем опыте общения с Рамиресом. Постепенно они втроем демифологизируют его, зачитывая фрагменты из писем и вспоминая его фетиши и наклонности.

«Пуповина» Дэнски Тан

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Предельно личный мультфильм об абьюзивных отношениях матери и отца, сформировавших режиссера. Тан рассказывает о сложном детстве в интернате, куда ее отправили из-за постоянных домашних конфликтов, и исповедуется о девичьих лесбийских экспериментах. Мать признается, что после развода была подвержена жесточайшей стигме китайского консервативного общества. Нерушимая связь между женщинами воплощена в образе гигантской розовой пуповины.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Спецпрограмма «Панорама.док»:

«Гунда» Виктора Косаковского

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Одним из главных событий фестиваля станет национальная премьера «Гунды» российского документалиста Виктора Косаковского — черно-белого немого портрета норвежских животных (свиноматки, одноногой курицы и двух коров), в котором режиссер, как и в номинированной на «Оскар» «Акварели», преподносит радикально нечеловеческий взгляд на окружающий мир. Фильмы получил восторженные отзывы после показов на Берлинском и Нью-Йоркском МКФ, где был назван визуальной «симфонией», навеянной кинематографом Робера Брессона.

Спецпрограмма «Кино сверхреальности»:

«Мальмкрог» Кристи Пую

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

На заре XX века русский дворянин Николай собирает друзей в усадьбе, расположенной в трансильванском селе Мальмкрог, чтобы подискутировать о судьбах России, Европы и мира. Разговоры между предельно разными людьми — холодной генеральской женой, русским французом, молодой сторонницей ненасилия и эмансипированной аристократкой — постепенно накаляются. За эту мастерски поставленную эпическую картину, которая не покидает стен загородного дома, румын Кристи Пую получил приз за лучшую режиссеру в экспериментальной программе Берлинского кинофестиваля «Столкновения».

«Начало» Деа Кулумбегашвили

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Российская премьера грузинской религиозной драмы, напоминающей минималистичные триллеры Михаэля Ханеке. Главная героиня по имени Яна подвергает сомнению свою веру и отношения с мужем — лидером общины Свидетелей Иеговы — после атаки экстремистов на их часовню в горах неподалеку от Тбилиси. «Начало» — лауреат «Золотой раковины» МКФ в Сан-Себастьяне, который также был с успехом показан в Торонто и Нью-Йорке.

«Дни» Цай Минляна

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Медитативная драма тайваньского классика Цай Минляна о практиках самозаботы и шансе на близость в дегуманизирующих условиях позднего капитализма. Стареющий Кан борется с необъяснимой болью в шее, которую лишь на некоторое время ослабляет акупунктура. Молодой Нон — массажист, оказывающий за дополнительную плату услуги более интимного характера. Их случайная встреча переворачивает жизни обоих — пускай и на короткое время.

Спецпрограмма «Гендер без границ», приуроченная к 100-летию со дня рождения Федерико Феллини:

«Феллини и духи» Ансельмы Дель’Олио

15 фильмов фестиваля, которые нельзя пропустить

Итальянский кинокритик и документалистка Ансельма Дель’Олио, сотрудничавшая с такими легендарными соотечественниками, как Лукино Висконти и Марко Феррери, и поработавшая с Федерико Феллини на площадке фильма «Джинджер и Фред», делает оммаж любимому мастеру. Привлекая множество знаменитостей, которых вдохновил Феллини, от Терри Гиллиама до Дэмьена Шазелла, и его ближайших соратников, она погружается в бессознательный мир режиссера и исследует влияние магии, метафизики и сверхъестественного на его творчество.