10 ФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ ВЫ ДОЛЖНЫ ПОСМОТРЕТЬ

Гид по фестивалю от арт-директора фестиваля Алексея МЕДВЕДЕВА.

1. «Прощай, Голливуд»/Farewell to Hollywood (США). Режиссеры Генри Корра и Регина Николсон. Международный конкурс. «Великан», 24.09, 17.00

Самое душераздирающее зрелище, которое только можно себе представить. Смертельно больная девушка Регина Николсон предлагает опытному документалисту вместе снять фильм о своей борьбе с раком. Ключевое слово здесь – «вместе». Это именно совместное творчество, и это отводит возможные упреки в эксплуатации и сентиментальности. Генри Корра лично представит фильм. Фильм в номинации «Документальный дебют» рассмотрит жюри FIPRESCI, впервые работающее на «Послании». Ведь для Регины этот фильм стал первым и последним.

2. «Кровь» (Россия). Режиссер Алина Рудницкая. Международный конкурс. «Великан», 22.09, 17.00, повторный показ в «Порядке слов» 26.09 в 19.30

Фильм уже показан в Москве, награжден на «Артдокфесте», но у нас все равно в конкурсе – для питерских зрителей, жюри и режиссера, которому этот город совсем не чужой. Передвижная станция по забору донорской крови колесит по российской провинции. Вроде полная безнадега о том, что люди сдают кровь ради жалкой подачки на пропитание. А посмотришь – и оказывается, что фильм про то, что худо-бедно что-то в стране продолжается и работает и люди делятся последним ради жизни на земле.

3. «Чудеса»/Le Meraviglie (Италия). Режиссер Аличе Рорвакер. «Спецпоказы: горизонт событий». «Великан»: 21.09, 22.00; 24.09, 21.30

Я много раз говорил о том, что времена звезд режиссуры прошли – не будет больше ни Триеров, ни Альмодоваров, ни Линчей. Не верьте. Звезды до сих пор зажигают. Аличе (ей 30 с небольшим) – лучшее тому подтверждение. Спецприз жюри в Каннах. Самый свежий, живой и обаятельный фильм этого года. В одной из главных ролей сестра режиссера Альба, только что удостоенная кубка Вольпи в Венеции.

4. «Племя» (Украина). Режиссер Мирослав Слабошпицкий. «Спецпоказы: горизонт событий». «Великан»: 24.09, 21.15; 26.09, 21.15

Про победителя Каннской «Недели критики» идет много споров, и слава богу. Скажу только, что никогда на моей памяти формальный прием – фильм разворачивается в среде глухонемых без единого слова – не работал так убедительно, артистично и бесспорно. У вас на два часа отключат слух, но включат эмоции и чувство реальности – поверьте, это выгодный обмен.

5. «Тренер Зоран и его африканские тигры»/Coach Zoran and His African Tigers (Великобритания). Режиссер Сэм Бенстид. «Спецпоказы: горизонт событий». «Родина»: 26.09, 21.00

Этот жанр называют документальной комедией. И действительно, на фестивале IDFA зрители смеялись сквозь слезы все 75 минут. Сербский футбольный тренер приезжает в только что возникший на карте мира Южный Судан, чтобы воспитать команду чемпионов – «тигров», как он их называет. Его вулканическому темпераменту предстоит столкнуться с ленью, обманом, коррупцией, равнодушием, саботажем и некомпетентностью. Не со стороны новоиспеченных футболистов – они-то как раз молодцы, а со стороны чиновников и функционеров. Не правда ли, это на что-то похоже? А тигров в Африке не водится и не водилось никогда.

6. «Девушки из ГДР»/Zonenmädchen (Германия). Режиссер Sabine Michel. «Спецпоказы: горизонт событий». «Великан», 21.09, 17.30; «Порядок слов», 22.09, 19.30; ЦДК (Москва) 20.09, 19.00

Вроде бы совсем скромный фильм, который расскажет нам о незаметном поколении с уникальным опытом. О людях, которым было чуть меньше двадцати, когда рухнул социализм. Что происходит с молодым человеком, который усваивает опыт двух разных реальностей? Однозначных ответов до сих пор нет, потому что наша жизнь еще не кончилась, но можно обсудить варианты с режиссером Сабиной Михель, гостем фестиваля. Показы приурочены к 25-летию падения Берлинской стены. Международная премьера.

7. «Вторая игра»/Second Game (Румыния). Режиссер Корнелиу Порумбою. «Спецпоказы: горизонт событий». «Великан», 21.09, 15.30; «Порядок слов», 25.09, 18.00

Не буду скрывать, мой любимый фильм. И, наверное, самый трудный для просмотра, если не быть готовым ко всему. А если быть, то можно просто погрузиться в старую VHS-ную запись заснеженного футбольного дерби четвертьвековой давности. Матч, забытый всеми, кроме двух человек, обсуждающих его за кадром. Это Корнелиу Порумбою, один из лидеров румынской новой волны и мастер диалогов уровня Беккета и Хармса, и его отец Адриан, который судил ту давнюю игру. Фильм о том, что сталось с родиной и с нами, и о том, что остается, когда не остается ничего, кроме облупившейся записи никому не интересных событий.

8. «Броненосец»/Armadillo (Дания). Режиссер Янус Мец Педерсен. Программа Global DoK. «Великан», 24.09, 19.15; 27.09, 21.30

Это не самый новый и известный фильм из нашей программы датской документалистики, ставшей за последние годы лучшей в мире. Но он особенный. Когда я его смотрел четыре года назад, то опоздал на начало и вплоть до середины был уверен, что фильм игровой. Потому что он снят, смонтирован и озвучен с виртуозностью хорошо подготовленного игрового кино. И только когда датского солдата ранило в Афганистане и я вместе с камерой посмотрел ему в глаза, стало ясно, что это документ. Так сыграть нельзя. Впрочем, как можно так снять, тоже не очень понятно. Все ответы у датской делегации на «Послании».

9. «В подвале»/Im Keller (Австрия). Режиссер Ульрих Зайдль. Программа «Как не убить ближнего». «Великан», 25.09, 22.00; 27.09, 21.15

В австрийских подвалах пьют пиво, заточают пленниц, молятся Гитлеру и просто отдыхают от постылой жизни. Идеальная тема для одного из самых проницательных и бескомпромиссных режиссеров современности. После трилогии о «Рае» Зайдль возвращается к документальному кино, с которого начинал. Премьера фильма только что состоялась в Венеции, а на «Послание» фильм, скорее всего, дали только потому, что Ульрих хорошо помнит, как стрелял в прошлом году из Петропавловской пушки.

10. «Цвет граната» («Саят-Нова», СССР). Режиссер Сергей Параджанов. Программа «Истерзанное кино: под скальпелем советской цензуры». «Великан», 24.09,19.30.

То ли кровь, то ли сок граната заливает белое полотно. Вечная классика, которую мы до сих пор толком не видели. Впервые в России – версия шедевра, восстановленная Кинофондом Скорсезе и Синематекой Болоньи и максимально приближенная к изначальной авторской версии. Разрешение 4K.