x

Драган Куюнджич представит свой фильм о Сергее Шнурове

Философ и культуролог Драган Куюнджич привезет на «Послание к человеку» свой новый фильм, представляющий собой уморительно смешной диалог с лидером группы «Ленинград» Сергеем Шнуровым. Редактор сайта фестиваля Елена Костылева попросила режиссера ответить на несколько вопросов. 

shnur1.jpg

Ваш предыдущий фильм был о Сокурове, это «высокая культура», все серьезно. Почему вы решили снять фильм о популярном певце?

Позвольте мне начать с нескольких принципиально важных замечаний: бинарная оппозиция “высокой” и “низкой” культуры не кажется мне уместной. Понятия “высокого” и “низкого” слишком хрупки. Русские формалисты, такие как Тынянов учили нас тому, что нечто, являющееся маргинальным феноменом в одном историческом или культурном контексте может предстать мэйнстримом или “высоким искусством” в другом. Я также думаю, что “низкая” или популярная культура не в меньшей степени конденсирует политическое, культурное или историческое бессознательное, чем «высокая» культура. Это вопрос прочтения сути, сущности того или иного культурного феномена. Кроме того, несмотря на то, что Александр Николаевич – известный автор фильмов о «высокой культуре», медиум, который он использует – кинематограф – сам по себе не является для многих высокой культурой. Во всяком случае, в своей работе и статьях я не нахожу полезного применения этому различию. Вместо этого я регулярно пишу о классической философии и также о самых мирских проявлениях популярной культуры. Возможно, это явления не одного порядка, но в своих исследованиях я рассматриваю их именно так. Вы, конечно, правильно заметили, что Сергей Владимирович [Шнуров] и Александр Николаевич [Сокуров] занимают различные позиции в списке культурных феноменов. Но я бы просто не стал оценивать их различия, используя категории “низкого” и “высокого”. Я решил взять интервью у Сергея Владимировича, потому что ощутил в его поэзии и музыке сильное влияние «высоких» культурных традиций русской литературы XIX века, например, Пушкина. Я имею в виду не только такие популярные и популистские аспекты творчества Пушкина, как, например, использование обсценной лексики. Мне было интересно поговорить о наиболее значимых метафорах поэзии Пушкина, таких например, как “окно в Европу” или “женские ножки”, которые, как мне кажется, повлияли на поэзию Шнурова.

 Легко ли Сергей Владимирович согласился на съемки?

 В целом идея создания фильма со Шнуровым, пожалуй, самым популярным рок-музыкантом в России, была несколько сумасшедшей. Я увидел клипы “Экспонат” и “В Питере пить” в октябре 2016-го, когда был в Петербурге, а уже в декабре мы встретились для интервью! За три месяца я написал сценарий и собрал съемочную группу. Потребовалось некоторое время, чтобы связаться со Шнуровым, но как только он узнал о теме интервью, он сразу же согласился. Одна из причин, по которой мне особенно хотелось снять Шнурова, это то, что я ощущал в его поэзии и искусстве очень «серьезную», «высокую» жилу, которая не была раскрыта в других в фильмах и интервью. Изначально переговоры о съёмках фильма проходили опосредованно, через Матильду Шнурову, которой я сообщил о том, что заинтересован в серьезной беседе со Шнуровым и не собираюсь задавать ему банальные вопросы. И у нас действительно получилась серьезная беседа, при этом наполненная юмором и смехом, за что, без сомнения, стоит выразить благодарность Шнурову. Сравнивая свой фильм с тем, что я видел до этого, я думаю, зрители увидят такого Шнурова, о существовании которого они не подозревали: думающего человека, заядлого читателя философской литературы, проницательного интерпретатора исторических событий и т.д. Иногда нужен иностранец, чтобы указать коренным жителям на то, чего они не замечают. В моем фильме российский зритель увидит Шнурова таким, каким его не привыкли видеть на экране и на сцене. Среди вас есть великий поэт и сильный обозреватель культурных явлений – причем с невероятным чувством юмора! Я хочу рассказать про момент, который произвел на меня огромное впечатление и во многом задал тон нашей встрече. Перед началом съёмки Сергей Шнуров сказал мне, что читал мое интервью в журнале «Логос» о состоянии славистики в США, которое было опубликовано двадцать лет назад! И он не просто нашел его в сети, он действительно прочел его и задал мне соотвествующие вопросы. Впервые за мою карьеру кто-то из моих собеседников (а их было очень много, начиная с бывшего чемпиона мира по шахматному спорту Михаила Таля, у которого я в десятилетнем возрасте взял интервью для сербского радио Novi Sad) прочел мою работу, готовясь к интервью.

Как бы вы прокомментировали ваш авторский метод съемок кино? На кого вы в этом смысле ориентируетесь?

 Мой “метод” очень простой. Большая часть моих фильмов это интервью. У некоторых была съёмочная группа, некоторые я снимал один. Я делаю фильм как теоретико-медийную инсталляцию. Все мои фильмы существуют в связке с эссе, публичными конференциями и разнообразными академическими выступлениями. Я снимаю изображения, которые, говоря языком Ролана Барта, «описываемы» (“writable”), они требуют теоретической интерпретации, текста. Они генерируют или генерируются теорией письма, публичными выступлениями, а также другими авторами, реагирующими на них (вслед за моим первым фильмом “Первое плавание: Джей Хилис Миллер” (The First Sail: J. Hillis Miller) вышла одноименная книга, шесть эссе разных авторов, мои собственные эссе, отзыв самого Гиллиса на фильм, и я до сих пор продолжаю показывать его на разных публичных мероприятиях по всему миру). Иногда фильм начинается с эссе, например моему недавнему фильму о философе Сэмьюэле Вебере под названием “Сыграй это снова: Сэм Вебер” (“Play It Again: Sam Weber”) предшествовала публикация о его трудах и мой перевод последнего эссе Жака Дерида о Вебере (с французского на английский). Фильмы должны быть самостоятельными, но процесс съемок – это также часть обширной временной, теоретико-медийной инсталляции. Фильм про Шнурова уже стал частью двух академических событий, где я рассказывал про Шнурова: на конференции в Европейском университете в Санкт-Петербурге и на лекции в музее “Гараж” в Москве. Премьерный показ фильма на фестивале «Послание к человеку» будет дополнен лекцией “Жидкий музей Сокурова и Шнурова” (“The Liquid Museum in Sokurov and Shnurov” ) в Эрмитаже. И наоборот, моя теория, скажем так, деконструкции, пронизывает некоторые из методов съемок, особенно относящиеся к кадрированию, ритму и т. Д. Некоторые теоретические и философские вставки я намеренно включаю в съёмочный процесс, таким образом внося вклад в риторику съемки. Если я начну углубляться в специфику, это займет слишком много времени и мне бы хотелось, чтобы сами зрители попытались ее различить.

 Намеренно ли вы используете «запрещенный прием» – то есть иллюстрирование статичными кадрами того, о чем в данный момент идет речь, предмета беседы?

   Иногда я использую статичные изображения, чтобы сделать паузу и ввести момент отражения. Ритм, который устанавливается между статичным и движущимся изображением, важен для меня. Я писал об этом в своем эссе о Кшиштофе Кесьлевском, и теперь я пытаюсь делать такие вещи самостоятельно, в более скромных масштабах, конечно. Например, я использовал статичные кадры для обозначения моментов траура и меланхоличного ритма в моем «Первом плавании», в эпизоде, где Миллер рассказывает о смерти Деррида. Как шли съемки? Я попросил у Шнурова один час на съемку. Удивительно то, что этот час был настолько насыщен, что мне практически ничего не захотелось вырезать при монтаже. Съемка прошла прекрасно. Сначала мы не могли найти локацию, но затем Сергей предложил ресторан “The Репа”. Нам позволили провести там съемки, а благодаря названию ресторана The Repa, которое напоминает слово rapper, у меня родилась идея о том, как начать нашу беседу. И позвольте мне сказать, что съемочная группа под руководством оператора-постановщика Юрия Исхакова и мой монтажер Лёля Нордик превосходно справились с задачей. Все производство фильма проходило в Петербурге, фактически это русский фильм.

Как Сергей Владимирович отреагировал на фильм?

 Он еще не видел фильм, но обещал прийти на премьеру.

 Сейчас вы режиссер, но можно сказать, что «начинали вы как философ». Продолжаете ли вы заниматься философией, и что для вас значит снимать кино?

  Годами я преподавал исключительно теорию кино и сейчас, перефразируя Маркса, пришло время начать его делать. Я режиссер самоучка, я не учился в киношколе и начал с нуля. Однако я вырос на съемочных площадках и кинофестивалях, следую за своим отцом, который был известным сербским кинокритиком. Для меня большая честь, что мои фильмы показываются на таких профессиональных фестивалях как «Послание к человеку», где я сначала работал жюри, а вот теперь предстану в качестве участника. Какие фильмы вы еще мечтаете снять? Я работаю над фильмом “Сыграй это снова: Сэм Вебер”, в котором исследую повторения в творчестве Сэмьюля Вебера. И еще мой друг, чей роман сейчас очень хорошо продается в Англии, хочет, чтобы я снял по этому роману художественный фильм, если удастся заключить контракт с киностудией. Это будет испытанием.

Ну, и единственный серьезный вопрос в этом интервью – такой: «Вы давно занимаетесь русской культурой. Каково это – чувствовать себя ее частью?»

 На это я могу ответить без колебаний, и я тщательно взвешиваю свои слова: русская культура позволила мне, гостю, стать хозяином. Это уникальная возможность и большая честь.



Показ фильма состоится 17 сентября в 22.30

Лекция Драгана Куюнджича «Ликвификация и ликвидация музея у Сокурова и Шнурова» состоится 16 сентября 2017 года в 19.00 в лектории Главного штаба Эрмитажа (Дворцовая площадь, д.6/8)




Дата публикации: 12 Сентября 2017
Автор: Елена Костылева
Тэги: #Куюнджич #Шнуров #2017

Другие Новости

Фильмы Национального конкурса прошлых лет – на платформе "Пилигрим"!

Фильмы Национального конкурса прошлых лет – на платформе "Пилигрим"!

Наши друзья, посвященная документальному кино интернет-платформа "Пилигрим", выложили на своем сайте картины, входившие в Национальный конкурс документального кино кинофестиваля "Послание к человеку" прошлых лет. Теперь вы можете посмотреть эти картины абсолютно бесплатно – а также поблагодарить их создателей. А мы благодарим "Пилигрим"! 

Расписание показов XXVII МКФ "Послание к человеку"

Расписание показов XXVII МКФ "Послание к человеку"

Дорогие друзья! Публикуем сводное расписание показов XXVII Международного кинофестиваля "Послание к человеку" в едином файде. Также в разделе "Программа" вы найдете расписание с описанием всех фильмов. Обо всех изменениях в расписании, если они случатся, мы будем уведомлять вас здесь же – следите за обновлениями на сайте.